| К свежему номеру |
Худсовет «Обмен» на выгодных условиях
Екатерина БОГДАНОВА От настоящих, полноценных гастролей, а не рекламного самовывоза театральных и киношных знаменитостей из столицы в провинциальные города, саратовский зритель, пожалуй, уже отвык. Организация даже короткого выезда труппы с небольшим количеством спектаклей за пределы родного театра – мероприятие настолько затратное и неприбыльное, что решаются на него, по сегодняшним временам, немногие. Но разве мыслим театр без возможности посмотреть на других и показать себя? Понемногу возрождать традиции взялись Саратовский государственный академический театр драмы им. И.А. Слонова и Российский государственный академический театр драмы им. Федора Волкова из города Ярославля.
На днях два старейших российских театра не без успеха «обменялись» творческими коллективами, причем, саратовские артисты ступили на ярославскую землю практически в полном составе. В Саратов же только из числа актеров прибыли свыше трех десятков человек. С собой гости из Ярославля привезли не только четыре фуры декораций, но и четыре разноплановых спектакля, начиная от постановок классических авторов и заканчивая образчиками современной драматургии.
Всего за три дня, с 19 по 21 мая, саратовцы посмотрели на большой и малой сценах академдрамы знаменитого «Тартюфа» по пьесе Мольера, «Две смешные истории о любви» по произведениям Чехова и спектакли с возрастным цензом – «Двое бедных румын, говорящих по-польски» по пьесе полячки Дороты Масловской и «Екатерину Ивановну», в свое время родившуюся в голове Леонида Андреева. Два последних театральных произведения принадлежат авторству художественного руководителя Волковского театра, заслуженного деятеля искусств России Евгения Марчелли. «Двое бедных румын», как это иной раз бывает, неожиданно для всех переросли рамки творческой лаборатории. Другая молодая постановка, «Екатерина Ивановна», в прошлом году успела снискать лавры лауреата Национальной театральной премии «Золотая Маска».
Перед началом пресс-конфе-ренции, которой, собственно, и открылись 19 мая гастроли ярославского коллектива в Саратове, директор академдрамы Владимир Петренко рассказал журналистам о том оглушительном успехе, который имел показ первого из привезенных саратовскими артистами спектаклей – гоголевской «Женитьбы». Ярославская публика, которая слывет достаточно искушенной и требовательной к тому, что показывают на сцене (о многом говорит тот факт, что ярославский драматический театр, имея статус федерального со всеми вытекающими отсюда последствиями в виде хороших дотаций, может позволить себе приглашать к сотрудничеству известных и «дорогих» режиссеров), аплодировала актерам стоя.
Кроме Гоголя, поставленного,
кстати, петербуржцем Антоном Коваленко, саратовцы повезли с собой самые кассовые спектакли репертуара: «Урода», «Частную жизнь» и «Условные единицы». Авансом в этот список попали «Бешеные деньги» – совсем свежая премьера, насладиться которой в полной мере не успел даже саратовский зритель.
«Мы постарались взять максимально разный репертуар, чтобы представить разные территории в одном театре, – поделился с журналистами Евгений Марчелли. – К сожалению или к радости, в нем вмещаются диаметрально противоположные направления». Такое потрясающее жанровое разнообразие гастрольной программы оказалось в Саратове не случайно. Гости признались, что с саратовской аудиторией знакомы мало, а потому постарались сделать так, чтобы точно угодить зрителю. В результате театральная публика получила потрясающую возможность сомневаться, гадать и выбирать, замерев перед многообещающими афишами. Хотя оказаться в проигрыше в этом деле, наверное, было бы трудно. Достаточно вспомнить, как тепло саратовские зрители приняли ярославских «Трех сестер», представленных на прошедшем недавно Первом всероссийском театральном фестивале памяти Олега Янковского.
Кроме того, по забавному стечению обстоятельств, в рамках ярославско-саратовских гастролей театры временно обменялись новыми постановками в узнаваемой манере маэстро Александра Кузина. На место последней театральной работы Кузина «Бешеные деньги» на материале Островского, волею случая, приехал созданный им же «Тартюф». Даже не сильно искушенному театралу такая ситуация могла бы показаться, по меньшей мере, любопытной.
«Тартюфу», кстати, удалось завоевать зрительские симпатии легко и сразу. Субботним вечером он был продемонстрирован публике первым из всего багажа привезенных ярославскими артистами работ. «Один из самых нарядных спектаклей в репертуаре Волковского театра», как сообщает о том афиша, и впрямь приятно удивил оформлением сцены и пышными костюмами героев. На фоне стремления современного театра к универсальному языку и минимализму в области декораций, работы Кузина каждый раз поражают по праву хорошо забытого старого.
По реакции зала можно было судить о том, что равнодушным к режиссерскому юмору и актерской импровизации не остался никто. Особенно запоминающейся получилась концовка спектакля, когда в образе лучезарного божества явился король Людовик ХIV, неожиданно для всех покаравший мошенника Тартюфа и даровавший помилование Оргону. Пафосность этой сцены Кузину удалось возвести в абсолют, так что зрители поневоле разглядели за ней параллели с современной российской действительностью. Может быть, кому-то и не хватало портрета Путина на видном месте в заключительной сцене, но режиссер, в совершенстве владеющий умением при помощи классики вести разговор о современности, обошелся и без таких «топорных» аллюзий.
Саратовская публика приняла «Тартюфа» на ура. Зал был полон и аплодировал мастерству артистов стоя. Такой теплый прием оказался для ярославской труппы как нельзя кстати, потому что в этот же день, 19 мая, худрук Волковского театра Евгений Марчелли праздновал свой юбилей.
Весь номер на одной странице
|