Богатей. Вся информация для достойной жизни

Почта

Поиск на сайте

Книга отзывов

ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ


№ 26 (356) от 13.07.2006 г.

 

Вокзал превратится в комплекс (Екатерина ДМИТРИЕВСКАЯ)

Вермишель без регистрации (Александр СОРОКИН)

Что ответил заместитель полпреда (Александр СВЕШНИКОВ)

Дороги обещают заменить (Екатерина ДМИТРИЕВСКАЯ)

Слиску – к ответу (Александр СОРОКИН)

Самойловские купания (Екатерина ДМИТРИЕВСКАЯ)

Участников антисаммита «зачищала» милиция (Александр СВЕШНИКОВ)

Назначены повторные выборы (Александр СВЕШНИКОВ)

Управа на пристава (Екатерина ДМИТРИЕВСКАЯ)

Суд отказал в иске КПРФ (Александр СВЕШНИКОВ)

Видеозапись подтвердила факт подделки (Записал Александр СВЕШНИКОВ)

Спор о прудах и саженцах (Александр КРУТОВ)

Загадки горздрава (Александр КРУТОВ)

Уроки для России (Александр СВЕШНИКОВ)

Хроника инакомыслия (Александр РОМАНОВ)

Несите мусор в интернет (Владимир ГОРБАЧЁВ)

Саратовцы на экспорт (Александр СОРОКИН)

Общение в заданом стиле (Александр СОРОКИН)

Московский кинофестиваль: скромность и противоречия (Владимир СЕМЕНЮК)

Испытание огнём (Екатерина ДМИТРИЕВСКАЯ)

Управа на пристава (Екатерина ДМИТРИЕВСКАЯ)

Живящая влага (Штатный Гурман)

Уважаемые посетители сайта!

Информационно-аналитический портал «Богатей-онлайн» является логическим продолжением издающейся с 1997 года газеты «Богатей», сохраняя нумерацию печатного издания и периодичность выпусков.


На острие событий



«Знаете, каким он парнем был..?» Знаем, знаем – вот таким!

Кто-то с трёх раз отгадает, что это за «мужик в пинджаке» запечатлён на этом снимке? Мало того, он запечатлён ещё и в бронзе, и стоит на Набережной Космонавтов, где космонавтами и не пахнет». Читать полностью...



35 лет назад прошли первые и последние безальтернативные (без одобрения властей) выборы

26 марта 1989 года состоялись выборы народных депутатов Союза ССР, первые выборы высшего органа власти Советского Союза, на которых избирателям впервые предоставлялся выбор между несколькими кандидатами в депутаты. Впервые в Союзе ССР происходило публичное обсуждение различных предвыборных программ (в том числе и на теледебатах). Читать полностью...


Итоги выборов. Кто дольше продержится: власть или народ?

Друзья, главный вопрос: как же так получилось? Почему Путин и олигархический режим в очередной раз победили в России. Кто-то скажет: нарушения, грязная политика. Безусловно, всё это важно и имеет место быть, но только лишь этим ограничиваться неправильно и не позволит нам увидеть ситуацию объективно. Читать полностью...


Заявление «Голоса» по итогам наблюдения на выборах президента 2024

Движение «Голос» практически ежегодно фиксировало ухудшение ситуации с правами избирателей. К сожалению, именно президентские выборы все последние 24 года демонстрировали своего рода антистандарт проведения избирательных кампаний. Но никогда еще мы не видели президентской кампании, которая настолько не соответствовала бы конституционным стандартам. Читать полностью...


В Саратове провели одиночный пикет в память о Борисе Немцове

28 февраля, в Саратове у памятника Вавилову общественник Андрей Калашников провел одиночный пикет против введения цензуры в России. На пикете присутствовала корреспондент ИА «Свободные новости». Читать полностью...


Вечер памяти писателя Алексея Слаповского

18 января 2024 года в музее К.А. Федина прошел вечер памяти Алексея Слаповского (1957 – 2023). На вечере собрались друзья, коллеги, близкие люди, читатели и почитатели его таланта. Читать полностью...



Саратовские сторонники Дунцовой предложили включить в программу её партии «Рассвет» экономические реформы и справедливые суды

Политик Екатерина Дунцова, которой ЦИК отказала в регистрации в качестве кандидата в президенты, представила в Саратове партию «Рассвет», созданием которой занимается её команда. 16 февраля на встречу с ней в деловом центре «Спутник» пришли порядка 60 человек. Читать полностью...


На митинге в Саратове призвали перенести Столыпинский индустриальный парк

18 февраля в сквере на улице Грибова, одном из гайд-парков Саратова, состоялся митинг за перенос площадки строительства будущего Столыпинского индустриального парка. Читать полностью...







Невыдуманные истории от Ивана Дурдомова


Манифсет свободной гражданской журналистики


Информационно-аналитический портал «Богатей-онлайн»

Главный редактор - Свешников Александр Георгиевич.
Телефон: 8-903-383-74-68.
E-mail: gazetabogatey@yandex.ru

© Вся информация, представленная на сайте, защищена законом «Об авторском праве и смежных правах». При перепечатке и ином использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.

© Разработка сайта: Кирилл Панфилов, 2006


Информация о сайте


Красная кнопка



Пресс-релизы



Новостной дайджест




Информационные материалы

Свежий номер Архив номеров     Реклама на сайте

| К свежему номеру |

Написано мало, сказано много

Анна САФРОНОВА

Тридцать лет назад умер Виктор Курочкин, автор книги, которая выдержала много переизданий (в том числе и в последнее время) и теперь уже прочно завоевала себе место на книжных полках.

Речь идет о тишайшей повести «На войне как на войне», которая писалась Курочкиным к 20-летию победы. Несколько слов о сюжете для тех, кто не читал или просто давно не перечитывал эту вещь. Главный герой повести, юный младший лейтенант Саня Малешкин, командир самоходки, – ходячий повод для насмешек соратников. У него вечно все не слава богу – шапка задом наперед, машина из строя выходит не вовремя, рацию он по ночам гоняет, разряжая аккумуляторы, забывает выйти на связь с начальством и так далее. В общем, классический герой литературы – маленький человек с большой душой и чистым сердцем. В первом же бою самоходка Малешкина оказывается – по недоразумению, не услышан был сигнал к отступлению! – среди немецких танков. И Малешкин начинает действовать единственно возможным для него способом, то есть пытается уничтожить противника. В общем-то, непредсказуемые действия Малешкина решают исход сражения, и он, не имеющий ни одного наградного значка, представлен к званию Героя Советского Союза. Гибель его как будто случайна и нелепа – не в бою, а за обедом, от осколка мины.

Понятно, эта книга не могла вызвать восторга идеологизированной критики 60-х годов. «Кажется, Курочкина могли бы и вовсе не заметить при жизни, если бы его повесть не навлекла на себя гнев критики. В ней увидели что-то антигероическое, «антисимоновское»: главный персонаж «инфантилен», его нетребовательность и легкомыслие «граничат с преступлением» (из предисловия Сергея Федякина к изданию прошлого года в санкт-петербургской «Азбуке-классике»). Предисловие это заслуживает всяческого внимания. «Виктор Курочкин на фоне «лейтенантской» прозы обескураживает… Что-то незатейливое и простоватое. И незаметно втягиваешься в это неприхотливое повествование, как в прозу Пушкина…» Язык Курочкина – ясный, легкий, динамичный – действительно вырывает его из контекста прозы советского периода, отсылая к классике.

Курочкин нанес сильный удар по «тематическому подходу» к литературе. Литература о войне все советские годы числилась по ранжиру патриотического воспитания, что неизменно сопровождалось истерическим воспеванием подвига. А здесь - какая-то мелочь, Виктор Курочкин, позволяет себе посмеиваться над наивным Малешкиным, который успокаивает себя при взгляде на убитых немцев: «Сане тоже стало весело. Там, при виде безголового танкиста, его затрясло. А тут ничего, как будто так и должно быть. А как же иначе? Это же не люди, а фашисты!». Природный патриотизм Малешкина, не распознанный критикой, ничего общего не имел с патриотизмом официальным. И в этом смысле, как здорово подметил поэт и прозаик Александр Яшин, «Саня Малешкин имеет лишь одного предшественника – Петю Ростова». Сергей Федякин называет еще одного – Петра Гринева.

Замечательное свойство прозы Курочкина: читается «На войне как на войне» вовсе не как повесть о каких-то исторических дедушках-прадедушках – участниках ВОВ, а так, как будто речь идет о людях хорошо знакомых, милых сердцу. Вот один эпизод. Экипаж Малешкина – одесский еврей-филолог Домешек, прожорливый, но крайне чувствительный раздолбай Щербак, суровый ефрейтор Бянкин - обижается на своего командира. Дело в том, что в порыве самосовершенствования Малешкин вылил в помойное ведро свою порцию самогонки. Саня кается и подлизывается к экипажу, с этой целью от смущения зачем-то подробно рассказывает, как изводил на уроках училку немецкого (еще одна шпилька в сторону пропаганды):

«- С тех пор я так возненавидел фрицев, что готов их, гадов, душить вот этими собственными руками. – Малешкин показал руки и сжал кулаки.

Однако ни самобичующий рассказ, ни патриотический порыв не тронули экипаж. Щербак смотрел в одну точку. Домешек насвистывал «Темную ночь».

- Всё? – спросил ефрейтор Бянкин.

От этого вопроса Саня сморщился, словно проглотил горсть недозрелой клюквы».

Шпильки у Курочкина – не диссидентски-обличительные, с сурово сдвинутыми бровями, но мягкие, умные, добрые и спокойные: человек, показательно сжимающий кулаки, смешон (еще один штрих в пользу классики).

Сказано Курочкиным о многом, а написано мало. Его проза и сценарии (кстати, напомню, что повесть «На войне как на войне» была экранизирована режиссером Виктором Трегубовичем в 1968 году) уместились бы под одной обложкой. Вторая вещь о войне, «Железный дождь», не закончена: после первой части продолжения не было.

Не могу отказать себе в печальном удовольствии привести чудовищные цитаты из энциклопедии «Русские писатели 20 века», выпущенной московским научным издательством «Большая российская энциклопедия» в 2000 году. Объемная статья о Курочкине принадлежит В.А. Богданову. Без комментариев: «К. пытается исследовать психологию колхозников…» (о повести «Заколоченный дом»), «постепенно произведения К. становятся созвучны правде жизни»; «широкое и безоговорочное признание пришло к К. с появлением его пов. «На войне как на войне»; «способные на подвиги, герои К. не лишены человеческих слабостей».

В общем, красивая картинка присутствия Курочкина в так называемом литературном процессе: незнание (поправимо) и непонимание (не всегда поправимо).

 

Весь номер на одной странице

 

| На главную страницу |