| К свежему номеру |
Вернисаж Философская живопись
Лана СОКОЛОВА В музее К. Федина продолжается выставка «Тайм-аут» Игоря Чухлеба (г. Санкт-Петербург). На выставке представлены работы нескольких циклов художника: Петербург, Волга, Карелия, Финляндия и Венеция. Художник работает в традиционной классической манере, его отличает безупречный художественный вкус, тонкий лиризм и философский подход к работам. Два десятка картин, представленных на выставке, охватывают несколько жанров: пейзаж, натюрморт, обнаженная натура.
Глядя на работы Игоря Чухлеба, создается впечатление, что он берет какой-то один объект и философски его рассматривает. Камни («Тайм-аут», 2011 г.) – не просто камни, они совершенно разные, как люди. Можно сказать, что они имеют свою «северную» географическую принадлежность, возможно, за счет цвета и рисунка, становясь не просто объектами на берегу, а приобретая черты, свойственные почты живым существам, каждый из которых имеет характер, лицо, почти как человек, может быть, даже историю. Глубина работы достигается за счет цвета, который, изменяясь, и создает эту самую глубину и невесомость, казалось бы, весьма внушительной конструкции. Но, в то же время, создается ощущение ее непрочности, кажется, что достаточно небольшого толчка и она развалится, как карточный домик.
Живопись Чухлеба скорее можно назвать философской, в ней нет выделения отдельного объекта, все объекты у художника имеют свой, неповторимый, но хорошо читаемый характер. Они как в матрице заключают определенное понятие, для каждого человека свое, которое «включается» и рождает совершенно узнаваемые определенные ассоциации, когда смотришь на его пейзажи, натюрморты. Что для нас означает тишина? Безветрие, прозрачность воздуха – именно так воспринимается одноименная работа, даже если ты еще не увидел названия. Самовар, стоящий на берегу реки или озера с поднимающейся вверх струйкой дыма, почти ровная водная гладь, прозрачный, звенящий воздух, уходящая вдаль глубина с едва различимыми контурами… и тишина.
В «Лапландском букете» 2011 г. размер окна, по сути, не виден как таковой, не имеет значения и то, насколько правильно выписано это окно. Напротив, ассоциаций с размерами не возникает вообще, а как раз наоборот, возникают ассоциации с сущностью предмета «окно», через которое видна даль. Внимание с формы переключено на то, что она выражает. Ведь подходя к окну, мы смотрим не на него, а на то, что за ним.
«Окраина», 2010 г. с точки зрения классической композиции может показаться абсолютно неверно выстроенной, но опять же, срабатывает та самая «матрица». Конец деревянного сруба, за которым открывается легкая голубая гладь – как будто ты шел и зацепился взглядом, плечом за последний дом, и вот она – окраина. И совершенно не важно: окраина ли это деревни или Вселенной…
В большинстве работ, представленных на выставке, вроде бы нет развития движения, вероятно, такое ощущение возникает потому, что в картинах почти отсутствуют люди. Ведь довольно часто бывает, что наличие человеческой фигуры «оттягивает» на себя внимание, и мы начинаем воспринимать полотно через призму ощущения человека в картине. Наверное, можно сказать, что картины Чухлеба - это картины-ощущения, чувства, запечатленные на холсте, то, что мы испытываем, почти не осознавая или не давая себе отчета в этом. Эти одномоментные ощущения переданы настолько точно, что узнаваемы с первого взгляда – самовар с поднимающейся вверх струйкой дыма – тишина, причудливо выстроенные камни – тайм-аут, утес над рекой, чуть тронутый последними лучами солнца, – вечернее безмолвие.
Те, кто хоть однажды бывал в Петербурге, скорее всего, узнает этот город и на фотографии, и на картине. Есть у Петербурга своя, запоминающаяся ритмика архитектуры, которую безупречно сумел «поймать» художник, четкость причудливо изогнутых металлических конструкций, играющую не последнюю роль в городе и имеющую свое, узнаваемое лицо («Нева с Академии художеств», 2012 г.). Именно за счет читаемости этого архитектурного ритма так узнаваема и незабываема северная столица.
На картинах Игоря Чухлеба мы видим чистые чувства и чистые ощущения в цвете и ритме. Цвет и ритм, пожалуй, основное, что притягивает и заставляет забыть о построении пространства, композиции, правильности или неправильности… Они заставляют остановиться, задуматься, посмотреть на пройденное или заглянуть в себя. Мы так привыкли куда-то вечно спешить, что порой пропускаем в этой спешке что-то очень важное. А ведь порой просто необходимо остановиться, чтобы разобраться в себе, в своих мыслях и чувствах для того, чтобы продолжить движение.
Весь номер на одной странице
|