| К свежему номеру |
Худсовет Родом из детства
Лана СОКОЛОВА В минувшие выходные театр кукол «Теремок» пригласил саратовскую ребятню на премьеру нового спектакля «Незнайка и его друзья». Трилогия о Незнайке («Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка в Солнечном городе», «Незнайка на Луне») Николая Носова, пожалуй, известна многим с детства, если не по книгам, то, по крайней мере, по мультикам – от кукольных до рисованных. В основу теремковского спектакля легли главы из первой части – «Приключения Незнайки и его друзей» (1954 г). Образ Незнайки был придуман первым иллюстратором сказки Алексеем Лаптевым и доведен до блеска в «Незнайке на Луне» великолепным художником Генрихом Вальком; именно они и послужили прототипами для создания теремковских кукол. Поэтому герои Солнечного города так узнаваемы и напоминают нам детство.
Сюжет этого детского романа-сказки и спектакля основан на фантастических приключениях коротышек, живущих в Цветочном городе, в котором Носов, сохранив признаки, присущие и роману, и сказке, создал произведение приключенческое и юмористическое. Действие в «Приключениях Незнайки» постоянно развивается на грани событий реальных и фантастических.
Главный герой Незнайка – коротышка среднего роста с большой головой и маленьким носом. Он любит яркие цвета, носит широкополую голубую шляпу (типа сомбреро), оранжевую рубашку и зеленый галстук.
Незнайка – хвастунишка и невежда, постоянно попадающий в комические положения из-за своей беспечности и самоуверенности. То придумает «для рифмы» к слову «пакля» совершенно невероятный неологизм «шмакля», которому даже находит объяснение, то бахвалится, будто он самый главный коротышка и выдумал воздушный шар, то рисует Пилюлькину вместо носа термометр, а Винтику и Шпунтику винт и гайку – чтобы смешнее было. И хотя коротышки обижаются на эти художества, но с другой стороны – это ни что иное, как дружеские шаржи, отражающие индивидуальность каждого из человечков. Доктор Пилюлькин носится с градусником и касторкой, а Винтик и Шпунтик – со всякими механизмами и железяками.
Носов считал, что у Незнайки есть жизненный прототип, о котором он писал так: «Это ребенок, но не такой, которого можно назвать по имени и фамилии, а ребенок вообще, с присущей его возрасту неугомонной жаждой деятельности, неистребимой жаждой знания и в то же время с неусидчивостью, неспособностью удержать свое внимание на одном предмете сколько-нибудь долгое время, – в общем, со всеми хорошими задатками, которые ребенку предстоит в себе укрепить и развить, и с недостатками, от которых нужно избавиться». (Н.Н. Носов «О себе и своем творчестве»). Незнайка – фантазер, чем-то напоминающий Мишку Козлова из цикла рассказов Носова «Мы с Мишкой», который также вызывает симпатию, потому что в основе его шалостей лежит стремление к хорошему, доброму.
А ведь если поразмыслить, то в Незнайке куда больше жизни и душевных качеств, чем в иных героях из «серьезной» литературы. Незнайка хоть и дурИт в своей обычной жизни, но в экстремальных ситуациях проявляет себя с лучшей стороны – он постоянно пытается чему-то научиться, но не доводит до конца. Это, несомненно, плохо. Но давайте подумаем, как часто мы, взрослые, боимся начать что-то новое, под грузом установленных для себя рамок о необходимости долгих лет обучения с азов. Начать рисовать? Ах, нет, мы же не заканчивали художественных училищ, мы не знаем основ композиции и цвета. Писать стихи? Ну что вы, а как же основы стихосложения! Нас ведь этому не учили. «И вянет, как цветок, решимость наша…», как говаривал герой господина Шекспира. У Незнайки, наверное, как у многих детишек (до определенного возраста), таких дилемм не возникает – у него все просто и легко. А как порой нам, взрослым, не хватает этой простоты и легкости…
Незнайка бесхитростен и не расчетлив – он говорит, что думает, а делает все наоборот – не подумавши – совсем как маленькие детки. Явно отрицательные поступки Незнайки совершенно ясны даже пятилетнему ребенку (а именно на такую аудиторию и рассчитан спектакль). К тому же книга о жизни малышей и малышек, а не об одном Незнайке, который, кстати, совершенно реальный мальчишка из любого детского сада. Может, поэтому Незнайка вызывает больше симпатии, чем, например, зануда Знайка или доктор Пилюлькин со своей касторкой.
В веселой форме рассказа о жизни коротышек в Солнечном городе преподносится детишкам и своего рода познавательный материал из различных областей науки, техники и искусства: как соорудить воздушный шар или нарисовать шарж. За веселыми приключениями ненавязчиво присутствует мысль о несовместимости бахвальства, зазнайства с подлинными человеческими отношениями между людьми, даже если это самые маленькие дети. Спектакль учит уважать знание, труд, товарищество, скромность – куда же без этого. Всем нам известно, что основы закладываются с детства. Но ведь детишек на спектакль приводят взрослые, и именно им приходится отвечать на возникающие вопросы своих чад и объяснять что хорошо, а что не очень.
Возможно, некоторые сталкивались с дурацким психологическим барьером, возникающим с определенного возраста к чтению детских книг, который может отрезать человека от любимых произведений на всю жизнь. Когда учишься в старших классах или уже в институте, хочется поскорее стать взрослым и читать детские книжки вроде бы как-то неловко. Но когда ты становишься на самом деле взрослым, и от этих детских комплексов ничего не остается (а их место занимают другие), вернуться к этим книжкам оказывается безумно интересно. Тем более что детские книжки пишут вовсе не дети, а вполне взрослые и прошедшие через все на свете люди. Все эти носовские крошечные человечки – на самом-то деле «взрослые», обладающие забавной детской непосредственностью.
Весь номер на одной странице
|