| К свежему номеру |
Проблема Чиновничья власть и общество Кому стал неугоден Илья Кияненко? Татьяна ЛИСИНА В последние два-три десятилетия не самым уважительным, но широкоупотребляемым словом, пожалуй, стало «чиновники». Им подвластно все, особенно саратовским, быть может, не самым деловым и способным, но далеко не бескорыстным. Вместо предисловия
Они могут все. Глубокой ночью разрушить здание, представляющее собой историческую ценность. Лишить областной центр речного вокзала, превратив его в торговое предприятие, продав при этом сомнительным лицам площадь перед ним (являющуюся, фактически, частью набережной города). Отправить в неизвестном направлении принадлежащий ранее речному порту быстроходный флот на подводных крыльях (работающий, кстати, до сих пор рентабельно в Казани и других волжских регионах). Они смогли в результате крупнейшей финансовой авантюры ХХ–ХХI веков ликвидировать флагман отечественного авиастроения – Саратовский авиационный завод. При этом вначале продать многопрофильный стационар «Медсанчасть авиазавода», а затем и вовсе закрыть его. А ведь эта больница оказывала высококвалифицированную помощь не только бывшим сотрудникам авиазавода, но и большому количеству жителей многочисленного Заводского района.
Необратимо обезобразив облик исторической части города точечной застройкой и огромными аляповатыми рекламными щитами, «отцы города» вдруг вспомнили о его лице и якобы для его сохранения решили убрать с улиц газетные киоски. (Кстати, Кострома, Ярославль и другие города Золотого кольца России полностью сохранили свой исторический облик, и киоски «Роспечати» почему-то не портят даже законсервированные туристические центры этих городов.)
Как говорят в таких случаях – комментарии излишни.
Кадры будут решать все
Мы начали с пренебрежительного отношения чиновников к материальным и историческим ценностям города, а также к нуждам его жителей. А теперь перейдем к самому, на наш взгляд, главному – человеческому капиталу. Беглый взгляд на руководство многих крупных организаций города показывает, что областной центр испытывает острую нехватку руководящих квалифицированных кадров. Чем иначе объяснить, что историк по образованию руководит юридическим вузом, крупнейший технический вуз страны возглавляет лицо с гуманитарным образованием, а министром культуры области не так давно назначен юрист?
Казалось бы, при таком раскладе способные и профес-сионально-квалифицированные руководители должны бы цениться вдвойне. Но не тут-то было! В нашей губернии это не так. С небольшим перерывом административным решением без предварительного объяснения причин увольняются два опытных авторитетных директора школы. Это вызывает негромкий, но твердый протест учеников, их родителей и общественности. Но из этого чиновники для себя не делают никаких выводов.
А теперь вернемся к министру культуры.
Уважаемый в городе Владимир Синюков, культурный, образованный, уравновешенный (по отзывам знающих его людей) человек лишился должности начальника Саратовского юридического института МВД, мягко выражаясь, не по своему желанию. Немного отдохнув от прежней весьма напряженной работы, он был назначен министром культуры Саратовской области.
В первое время пребывания в новом статусе он особого рвения к работе не проявлял. Так, например, он очень вяло отнесся к насущным проблемам реконструкции филармонии накануне ее юбилея, не вмешался вовремя в острый конфликт, внезапно вспыхнувший в Балашовском драматическом театре, не проявил активного участия как министр культуры области при изъятии у музея К.А. Федина части усадебной земли, хотя об этом вопиющем факте оповестило Россию «Эхо Москвы» и высказал свою негативную точку зрения на данную ситуацию министр культуры РФ Александр Авдеев.
Пассивную позицию в перечисленных ситуациях можно было объяснить тем, что вновь испеченный министр не спеша входит в особенности новой для него сферы и постепенно вникает в ее проблемы.
Но накануне Новогодних торжеств мирно дремлющий лев с громким рыком проснулся. Он скоропалительно издает приказ о снятии заслуженного деятеля культуры РФ Ильи Федоровича Кияненко с должности директора Саратовского театра оперы и балета, которую тот занимает около 30 лет.
Небольшое отступление – театр и его директор
Рассказывать читателям об истории и достижениях нашего оперного театра смысла не имеет. Старейший театр города давно завоевал свой авторитет.
В последние 30 лет в театре царила по-настоящему творческая обстановка, создаваемая удивительно плодотворным тандемом (в лучшем смысле этого слова): главным дирижером и художественным руководителем театра народным артистом России Юрием Кочневым и его директором – Ильей Кияненко. Два руководителя были единомышленниками, дополняя и помогая друг другу во всех начинаниях. В итоге этого творческого содружества в театре появлялись новые – как достойные оперные, так и красочные хореографические спектакли. За время работы И.Ф. Кияненко в качестве директора театра поставлено более полусотни спектаклей. Только за последние 8 лет шесть спектаклей театра становились участниками главного театрального фестиваля страны «Золотая маска» и с успехом демонстрировались в Москве.
В течение четверти века ежегодно театр проводит один из авторитетных музыкальных фестивалей – Собиновский музыкальный фестиваль. Именно директор театра является его инициатором, организатором и бессменным директором. Пять раз Собиновскому фестивалю присуждалось звание «Лучший музыкальный фестиваль России».
Труппа театра постоянно обновляется. В нее вливаются одаренные выпускники Саратовской консерватории, а также приглашаются молодые певцы с хорошими вокальными данными из других городов.
В продолжение темы
Не удивительно, что принимая во внимание неоспоримые заслуги И.Ф. Кияненко, приказ министра культуры области о снятии с должности директора оперного театра шокировал не только театральную общественность, но и саратовских меломанов.
Как только стало известно о скандальном (а иначе его и назвать-то нельзя!) приказе министра, публичную поддержку И.Ф. Кияненко выразили такие известные в Саратове люди, как народный артист России Александр Галко, народный художник России Анатолий Учаев, директор областной универсальной научной библиотеки Людмила Канушина, художественный руководитель Губернского театра хоровой музыки Людмила Лицова, помощник ректора по культурно-образовательной деятельности СГСЭУ Феликс Аронс и другие.
Тут же в одной из саратовских газет появилось «Обращение к губернатору Саратовской области Ипатову Павлу Леонидовичу» с просьбой вмешаться и дать возможность коллективу театра спокойно продолжать работать под руководством директора, которого уважает и любит труппа театра. Данное обращение подписали 25 человек, среди них: народные артисты СССР Ю. Попов и Л. Сметанников, народные артисты России Н. Брятко, Л. Телиус, И. Стецюр-Мова, В. Верин, В. Баранова, С. Костина и другие.
Следовало ожидать (как это в свое время получилось и с изъятием части земли у музея К.А. Федина), что скандальная история с увольнением И.Ф. Кияненко выйдет далеко за пределы Саратова.
Российские театральные деятели выступили с поддержкой Ильи Федоровича Кияненко, обратившись к губернатору Саратовской области Павлу Ипатову. Позволим себе привести из этого обращения лишь одну цитату: «На наш взгляд, И.Ф. Кияненко входит в элитный корпус директоров российских оперных театров. Он пользуется огромным авторитетом среди театральных деятелей и музыкантов страны. Он – руководитель высочайшей квалификации, обладающий колоссальным административным, управленческим, профессиональным, творческим опытом…».
Под данным обращением – 15 подписей. Среди них – Андрея Устинова, главного редактора национальной газеты «Музыкальное обозрение», Александра Чайковского, художественного руководителя Московской государственной академической филармонии, Марии Ревякиной, генерального директора Фестиваля «Золотая маска», Дмитрия Бертмана, художественного руководителя Московского театра «Геликон-опера», Владимира Урина, генерального директора Московского академического музыкального театра им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко, Сергея Лысенко, директора Московского театра «Новая опера» и др.
Естественно, что возмущение общества и выступления в СМИ именитых деятелей культуры России министерство культуры области не могло оставить без внимания. Поэтому оно выпустило пресс-релиз с жалкими попытками защитить нелепый приказ своего министра. На этот пресс-релиз Илья Кияненко оперативно дал весьма аргументированный ответ. Не будем утомлять читателей выдержками из двух противоположно-направленных произведений эпистолярного жанра, заметим лишь одно. Насколько витиеваты, расплывчаты и неубедительны обвинения министерства в адрес опального директора, настолько конкретны, логичны, убедительны и аргументированы его ответы.
Вопросы, ответы на которые мы скоро получим
Приступая к работе над этими беглыми заметками, я не ставила перед собою цели выяснить какую-либо закулисную подоплеку в очередной раз сложившейся в Саратове абсурдной ситуации. Сама же я имею три версии случившегося.
Версия первая. Министр культуры Синюков, быть может, под влиянием каких-то случайных обстоятельств (нелицеприятный разговор с Ильей Кияненко, дурное настроение, эмоциональный порыв и т. п.) собственноручно совершил нелепую ошибку (ведь ошибиться может руководитель любого ранга). В этом случае он должен бы проявить гражданское мужество, отменить все приказы об увольнении И.Ф. Кияненко, восстановить его в прежней должности и принести ему личные (и публичные) извинения.
Версия вторая. Снятие директора театра – не личная инициатива министра, а безропотное и весьма добросовестно выполнение приказа «сверху»: ведь может же престижная должность директора большого преуспевающего театра привлечь какую-либо амбициозную, уверенную в своих способностях персону!
В пользу этой версии может говорить одно обстоятельство. Осенью прошлого года в газете «Резонанс» появилась статья о низких зарплатах актеров оперного театра и о высоких ставках его администрации. Позже этот же вопрос был поднят и в пресс-релизе министерства культуры области. На него И.Ф. Кияненко дал исчерпывающий и убедительный ответ. Вспомнив сейчас о той статье, в голову пришла мысль, что, таким образом, «подкоп» под И.Ф. Кияненко начался еще осенью, а упомянутая нами статья дала старт кампании по компрометации действующего в то время директора. То есть получается, что приказ министра культуры не был спонтанным. Все это подкрепляет предположение, что какое-то очень влиятельное в наше весьма своеобразное время лицо уже видит себя в кресле директора оперного театра.
Версия третья. Не просто ли это «подстава»? Не захотел ли кто-то из нынешних подчиненных Владимира Синюкова подсказать и навязать ему конфликт с Ильей Кияненко, чтобы выставить своего нынешнего руководителя в крайне невыгодном для него, и даже смешном, виде?
Возможны и другие варианты. Но мне в голову пришли в первую очередь эти. Если отпадает первый вариант, то более вероятен второй. И мы очень скоро узнаем, чья фамилия преемника И.Ф. Кияненко будет озвучена. Смелость этого человека будет подкреплена чем-то весомым, ибо полагаясь лишь только на свой, пусть и бойцовый характер, сложно взяться руководить труппой театра, выразившей почти единодушное доверие бывшему директору.
Но, к сожалению, продуктам нынешней социальной эпохи не знакомы те сомнения и терзания, которые были присущи героям незабвенного Федора Михайловича Достоевского. Последний, судя по поступкам нынешних вершителей человеческих судеб, не является им близким по духу. Сомнения ныне не в цене.
P. S. И, наконец, самое последнее. В свое время громогласно о себе и своих планах на будущее заявила Общественная палата. В последнее время о ней мало что слышно. Если она еще жива, то, думается, делом «Синюков – Кияненко» заняться ей было бы очень кстати. Если этого не произойдет, то общество вправе считать, что такой орган ей просто не нужен.
Весь номер на одной странице
|