Богатей. Вся информация для достойной жизни

Почта

Поиск на сайте

Книга отзывов

ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ


№ 28 (258) от 5 августа 2004 года

 

Саратов не потянет “монетизацию льгот" (Александр КРУТОВ)

Бондар возвращает городу недвижимость и сажает чиновников (Беседовал Сергей ЛЮБИМОВ)

Коммунальные долги — через суд (Соб. инф)

Убийцы утопили голову своей жертвы в пруду (Сергей ЛЮБИМОВ)

Августовские кризисы (Маргарита СПИРИЧЕВА)

Путин увеличил пенсию (Соб. инф)

“Авральная” граница Саратова (Николай ЛОГИНОВ)

Новое лицо саратовского газа (Маргарита СПИРИЧЕВА)

Жил-был мэр (Дмитрий НЕЛЮБОВ)

Льготам — да! Компенсациям — нет! (Александр КРУТОВ)

Аяцков о футболе, зерне и Фрадкове (Александр КРУТОВ)

ПИСАНО для Кремля, обсуждено НА ВОДЕ (Александр КРУТОВ)

Осуждена директор “Малахита" (Сергей ЛЮБИМОВ)

Физика за вокзалом (Елена НАЛИМОВА)

Молебен с резолюцией (Елена НАЛИМОВА)

В Саратове откроется филиал Исламского университета (Елена НАЛИМОВА)

В “Ударнике" всё как раньше (Елена НАЛИМОВА)

Загар как научная процедура (Елена НАЛИМОВА)

Книга о доме (Сергей ЛЮБИМОВ)

Кулинарное путешествие (Штатный Гурман)

Осколки (Собирали Сергей ЛЮБИМОВ и Елена НАЛИМОВА)

Нет страшнее зверя! (Виктор СТЕПАНЫЧЕВ)

Уважаемые посетители сайта!

Информационно-аналитический портал «Богатей-онлайн» является логическим продолжением издающейся с 1997 года газеты «Богатей», сохраняя нумерацию печатного издания и периодичность выпусков.


На острие событий



«Знаете, каким он парнем был..?» Знаем, знаем – вот таким!

Кто-то с трёх раз отгадает, что это за «мужик в пинджаке» запечатлён на этом снимке? Мало того, он запечатлён ещё и в бронзе, и стоит на Набережной Космонавтов, где космонавтами и не пахнет». Читать полностью...



35 лет назад прошли первые и последние безальтернативные (без одобрения властей) выборы

26 марта 1989 года состоялись выборы народных депутатов Союза ССР, первые выборы высшего органа власти Советского Союза, на которых избирателям впервые предоставлялся выбор между несколькими кандидатами в депутаты. Впервые в Союзе ССР происходило публичное обсуждение различных предвыборных программ (в том числе и на теледебатах). Читать полностью...


Итоги выборов. Кто дольше продержится: власть или народ?

Друзья, главный вопрос: как же так получилось? Почему Путин и олигархический режим в очередной раз победили в России. Кто-то скажет: нарушения, грязная политика. Безусловно, всё это важно и имеет место быть, но только лишь этим ограничиваться неправильно и не позволит нам увидеть ситуацию объективно. Читать полностью...


Заявление «Голоса» по итогам наблюдения на выборах президента 2024

Движение «Голос» практически ежегодно фиксировало ухудшение ситуации с правами избирателей. К сожалению, именно президентские выборы все последние 24 года демонстрировали своего рода антистандарт проведения избирательных кампаний. Но никогда еще мы не видели президентской кампании, которая настолько не соответствовала бы конституционным стандартам. Читать полностью...


В Саратове провели одиночный пикет в память о Борисе Немцове

28 февраля, в Саратове у памятника Вавилову общественник Андрей Калашников провел одиночный пикет против введения цензуры в России. На пикете присутствовала корреспондент ИА «Свободные новости». Читать полностью...


Вечер памяти писателя Алексея Слаповского

18 января 2024 года в музее К.А. Федина прошел вечер памяти Алексея Слаповского (1957 – 2023). На вечере собрались друзья, коллеги, близкие люди, читатели и почитатели его таланта. Читать полностью...



Саратовские сторонники Дунцовой предложили включить в программу её партии «Рассвет» экономические реформы и справедливые суды

Политик Екатерина Дунцова, которой ЦИК отказала в регистрации в качестве кандидата в президенты, представила в Саратове партию «Рассвет», созданием которой занимается её команда. 16 февраля на встречу с ней в деловом центре «Спутник» пришли порядка 60 человек. Читать полностью...


На митинге в Саратове призвали перенести Столыпинский индустриальный парк

18 февраля в сквере на улице Грибова, одном из гайд-парков Саратова, состоялся митинг за перенос площадки строительства будущего Столыпинского индустриального парка. Читать полностью...







Невыдуманные истории от Ивана Дурдомова


Манифсет свободной гражданской журналистики


Информационно-аналитический портал «Богатей-онлайн»

Главный редактор - Свешников Александр Георгиевич.
Телефон: 8-903-383-74-68.
E-mail: gazetabogatey@yandex.ru

© Вся информация, представленная на сайте, защищена законом «Об авторском праве и смежных правах». При перепечатке и ином использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.

© Разработка сайта: Кирилл Панфилов, 2006


Информация о сайте


Красная кнопка



Пресс-релизы



Новостной дайджест




Информационные материалы

Свежий номер Архив номеров     Реклама на сайте

| К свежему номеру |

ХудСовет

Лестницы в никуда

Александр ДАВИДЕНКО

В художественной галерее "Феникс-94" проходит персональная выставка саратовца А.Трубецкова "Лестницы за горизонт". Отвечает ли содержание экспозиции этому манифестному названию?

Наиболее гармоничен и целен графический цикл выставки, где с помощью неприхотливых или изысканных, галантных или насмешливых линий создаются лирические, бытовые, или юмористические образы и сюжеты. По характеру рисунка они напоминают графику А.Матисса (но гораздо более сдержанную по цвету и без характерного для него декоративизма), а своей легкостью вызывают в памяти стиль Р.Дюфи. В этой серии есть работы достаточно сложные по композиции и рисунку, а также простые и лаконичные, внешне как будто совсем не притязательные и прозаичные, но это простота условности, и потому они воспринимаются как очень органичные и завершенные.

Ирония и насмешка являются одним из художественных приемов А. Трубецкова (достаточно вспомнить прекрасную выставку графики "Немузыка" в театре оперы и балета в рамках Собиновского музыкального фестиваля 2001 года, затем повторенную в АКБ "Экспресс-Волга"). В залах "Феникса" также представлены несколько листов на темы сельскохозяйственных работ, вызывающих улыбку и воспоминания об уже ушедшей в историю практике борьбы горожан за урожай.

Ощущая творческую неудовлетворенность, А.Трубецков постоянно экспериментирует, пытаясь найти наиболее выразительную форму представления своего художественного "Я". Об этом свидетельствует второй цикл небольших работ маслом на фактурной стороне оргалита. Сдержанная условность изображаемого достигается упрощением формы и упрощением (и огрублением) колорита. Кинетическая энергия, энергия движения, практически не ощущается, ее заменяют холодная созерцательность и аналитический расчет. Простота и безыскусность внешнего мотива дополнена выразительными цветовыми соотношениями. В усложненном и углубленном варианте истоки этих поисков можно с уверенностью обнаружить и у раннего (фовистского) В.Кандинского, и у эпикурейского А.Лентулова, и у позднего, остепенившегося К.Малевича, у Р.Фалька, и даже в беспредметных композициях О.Розановой. То есть в том материале, который был типичен для русского авангарда 10-20-х гг. ХХ века. Впрочем, достаточно характерное формообразование и столкновение звучных цветов очень сильно напоминают работы саратовского художника Ю.Сурина. Но, в отличие от масштабных и серьезных поисков предшественников, у А.Трубецкова эти работы представляют собой поверхностные, свободные от излишних раздумий, милые экзерсисы.

Третья часть экспозиции представляет собой многократно повторенное в различных ракурсах, деталях и цельных видах изображение одного и того же предмета — деревянной лестницы, выполненное нарочито грубыми мазками и всевозможными цветовыми сочетаниями "предмет — фон". Такое подчеркнуто-внимательное, назойливо-почтительное отношение к простой вещи, на мой взгляд, может говорить о двух совершенно различных ситуациях.

Первая (надеюсь, именно она имеет место) — это попытка интеллигентного эпатажа зрителя, которому предлагается силой своего воображения наполнить пустой сосуд. Чтобы не ударить в грязь лицом, "интеллектуалы" наполняют его возвышенным эфиром, не рискуя сказать вслух, что сосуд изначально пуст. Такая "фига в кармане", или язык, показанный в спину зрителю, напоминает своеобразный реванш воспитанного человека за слишком правильное детство. Смущает лишь чрезмерно большое количество этих "фиг" — неужели так допекло?

Вторая ситуация более печальна, т.к. она говорит о проблеме творческой неудовлетворенности, желании получить признание (лучше в виде шумного успеха) и быть замеченным, причем как можно скорее, а не в неопределенной перспективе. В совокупности все это имеет признаки творческого кризиса.

Да, был и "Стул Ван Гога", и "Кресло Гогена", и "Красная мебель" Р.Фалька, и "Красная чашка" Д.Штеренберга, и много чего еще было.

Но все хорошо в меру, не чересчур. Прямолинейная и однобокая эксплуатация хорошей идеи может довести ее до абсурда, в результате чего останется лишь пустая форма. Кроме того, давно пора художнику преодолеть гипнотическое влияние феномена К.Малевича. Создатель "Черного квадрата" сверхлаконичной живописной формулой поставил жирную точку в вопросе минимализма в искусстве. Для новых прорывов нужны новые формы, новые принципы, новые открытия, причем желательно художественного толка. Сегодня зачастую сам экспозиционный процесс и сопутствующая ему PR-компания с формальным зачетом выставочных очков становятся самой важной частью театрального действия, в силу низкого художественного качества самих работ. Может быть, оттого стало модно говорить о художественных акциях, перформансах или проектах, а не о выставке картин, т.к. создаваемый виртуальный продукт не имеет ничего общего с реальным произведением искусства, а скорее с рекламными технологиями. Так попсовая гламурность, становясь непременным условием приобщенности к VIP-тусовке, подменяет собой тонкий вкус и глубокие знания. При завышенной самооценке художника отсутствующая в произведениях если не философичность, то хотя бы глубокая мысль заменяется их имитацией, в лучшем случае примитивной описательностью какого-либо явления. Таким образом, мы сталкиваемся с типичным "художественным" оксюмороном, когда дутое величие формы контрастирует с пустотой содержания.

Разнообразные эксперименты А.Трубецкова последних лет производят странное впечатление. Художник как будто никак не может сформулировать свое творческое кредо, найти свое собственное "Я", а, перелистывая страницы воображаемого альбома "История современного искусства", пытается сделать то, что уже удавалось другим. Это и игры в коллажи (кто только этим не занимался на протяжении ХХ века!), это и создание фотокомиксов (когда на фотографии-штампы с очень узнаваемыми достопримечательностями накладывается рисованный персонаж очень узнаваемого художника, например, из картины А.Матисса "Музыка"). Выставки трансформированного исходного материала художника-фотографа журнала "Harper's Bazaar" Л.Бассман с успехом проходили лет 30 назад (проходят и сейчас) в галереях и музеях всего мира. Но ведь у нее в основе была авторская высокохудожественная фотография без цитирования кого бы то ни было и чего бы то ни было.

Вся эта "разносторонность" А.Трубецкова, на мой взгляд, говорит не об универсализме, а о скольжении по поверхности, попытках с помощью методов, некогда принесших заслуженный успех первопроходцам, простым путем повторить их результат. Задумывается ли художник о том, что аранжированное произведение, конечно, делает его более доступным пониманию массовой аудитории, но при этом происходит и примитивизация исходного продукта. В конце концов, важно быть, а не казаться. А это более длительный и трудоемкий процесс, далеко не всегда сопровождаемый победными маршами, требующий определенных жертв и самоотдачи, полного погружения в творческий процесс. Только в этом случае может быть получен положительный художественный результат, а не малохудожественная акция. Чрезмерная переоценка своих творческих достижений может сослужить плохую службу самому художнику, а льстивые похвалы укрепят уверенность в собственной непогрешимости, глубокомыслии и исключительности. В связи с этим хочется надеяться, что столь манифестное название выставки — не более чем шутка, а не метафорически выраженные претензии на творческое лидерство и особое знание путей развития, и уж тем более не намек на библейское пророческое видение Иакова — лестницу в небеса.

В заключение хочу напомнить пронизанные мучительными переживаниями строки из письма 1922 г. Р.Фалька, очень актуальные и сегодня: "От неясности и слабости наших ощущений и происходит то, что мы все обостренно подчеркиваем сдвигами, мы, так сказать, кнутом себя подхлестываем и заменяем недостаток нашего реального переживания вкусовыми ощущениями, а это мелкое искусство".

 

Весь номер на одной странице

 

| На главную страницу |