| К свежему номеру |
Вернисаж «Дон Кихот» Ильи Богдеско
Лана СОКОЛОВА «Счастливо будет то время, когда, наконец, увидят свет мои деяния, достойные быть (…) изображёнными на полотне на память грядущим поколениям».
Мигель де Сервантес, «Дон Кихот»
На протяжении полутора месяцев в музее-усадьбе В.Э. Борисова-Мусатова проходила выставка работ народного художника СССР Ильи Трофимовича Богдеско «Рыцарь гравюры». Выставка была организована благодаря инициативе большого любителя графики и книжной иллюстрации, члена Общероссийской общественной организации «Ассоциации Искусствоведов» и коллекционера Владимира Беликова (г. Москва). Перефразируя слова самого художника, можно сказать, что выставка закончилась, а восторг остался. И это действительно так. На выставке, занявшей два небольших зала, представлены около семидесяти работ мастера гравюры. Три больших блока составили иллюстрации Богдеско к романам Мигеля де Сервантеса «Дон Кихот», Джонатана Свифта «Приключения Гулливера» и «Похвале глупости» Эразма Роттредамского.
Кто из нас в детстве не любил книжек с картинками? Не знаю как вам, а мне такие книжки очень нравились. Помню, была у меня довольно увесистая книга избранных произведений Пушкина с черно-белой графикой. Имя художника, конечно, не запомнилось, но вот рисунки к «Онегину» до сих пор остались в памяти. Почему-то запомнилось, что классика, и «программная» русская, и зарубежная, была с графическими иллюстрациями.
Мне кажется, что иллюстрирование классики – дело совершенно особенное и сложное. Ведь представляя читателям произведения, прошедшие «проверку временем» и вошедшие в золотой фонд мировой литературы, художник должен в какой-то мере и сам встать вровень с авторами, с произведениями которых он работает. А это требует не только высочайшего профессионализма и редкостной фантазии – в сотый или даже тысячный раз изобразить известных всем персонажей так, чтобы они были и узнаваемы, и не повторяли своих «предшественников». При этом художник должен обладать еще и некоей особой силой духа, возвышающей его над сиюминутным и дающей почувствовать «дрожание вечности» на кончике пера или резца. Всеми этими качествами, несомненно, обладал график Илья Богдеско, чьи иллюстрации к Достоевскому и Гоголю, Сервантесу и Эразму Роттердамскому, Пушкину и Свифту, Куперу и Буссенару привили хороший вкус, наверное, не одному поколению читателей.
Илья Трофимович Богдеско (1923–2010) родился в молдавском селе Ботушаны. В 1951 г. закончил факультет книжной графики Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина. Долгие годы работал в Молдавии, с 1961 г. был главным художником издательства «Картя Молдовеняскэ». В 1964 году Богдеско было присвоено звание народного художника СССР. В 1966 году он был удостоен Государственной премии Молдавской ССР, награждён двумя орденами Трудового Красного Знамени. С 1984 года Илья Богдеско – действительный член Академии художеств. Так случилось, что мастер гравюры не только побывал в нашем городе, но и некоторое время преподавал в Саратовском художественном училище, о чем, вероятно, еще помнят местные художники старшего поколения.
Одна из самых известных работ И. Богдеско восьмидесятых годов – иллюстрации к «Путешествиям Гулливера» Джонатана Свифта, выполненные в технике гравюры резцом на металле. Эта техника была широко распространена во времена Свифта, и ее использование, вместе с очень подробной проработкой деталей, по замыслу Ильи Трофимовича, придавало книге особую историческую достоверность и «капитальность». За эту работу на Всесоюзном конкурсе «Искусство книги» в 1980 г. Богдеско был удостоен диплома имени Ивана Федорова. Несколько десятков книг «Гулливера» с оригиналами иллюстраций находятся в фондах редкой книги крупнейших библиотек страны.
Десяток офортов к «Гулливеру» вошли и в экспозицию выставки «Рыцарь гравюры». Наряду с офортами, изображающими некоторые сцены из самого романа - «Фрейлины и Гулливер» (Гулливер у великанов), «Гулливер потягивается» (Гулливер в стране лилипутов), «Гуингм», нельзя пройти мимо двух небольших морских пейзажей-заставок – «У моря» и «Парус». Удивляешься и восхищаешься тем, как обычными, казалось бы, штрихами художник передает состояние и настроение природы и воды. А если вспомнить, что перед нами результат работы по металлу, и представить кропотливость работы, то терпению мастера остается только поклониться.
И все же большая часть офортов Богдеско на выставке отдана «Дон Кихоту». Роман испанца Мигеля де Сервантеса «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский», задуманный как сатира на рыцарские романы, перерос замысел создателя и стал глубоким исследованием человеческой природы. Считается, что по числу тиражей «Дон Кихот» уступает разве что только Библии. Подводя итоги прошедшего тысячелетия, авторитетное жюри Нобелевского комитета из ста лучших писателей пятидесяти четырех стран в определении главного произведения мировой литературы были единодушны в признании «книгой всех времен и народов» именно «Дон Кихота» Сервантеса, о котором Достоевский говорил: «На Страшном суде люди смогут оправдаться перед Господом Богом, предъявив одну эту книгу».
Рыцарь Печального Образа и его верный оруженосец Санчо Панса давно уже стали «вечными спутниками» человечества, образами-мифами, символами Испании, которые прижились как имена нарицательные почти во всех культурах. Роман иллюстрировался множество раз: Гюстав Доре, Франсиско Гойя, Пабло Пикассо, Сальвадор Дали, Уильям Хогарт, Жан Гранвиль, – каждый из них применял свои изобразительные приёмы к миру Сервантеса. И все же работы мастера книжной графики Ильи Богдеско кажутся одним из самых точных и убедительных воплощений трагедии Дон Кихота и донкихотства.
Работа над «Дон Кихотом» стала последней для художника и своего рода личным донкихотством. Дело в том, что заказ на иллюстрации к роману Сервантеса от молдавского издательства «Картя Молдовенеску» Илья Богдеско получил в конце восьмидесятых. Все мы знаем что случилось потом – распад Союза, всевозможные политические и социальные катаклизмы… Вероятно, всем было уже не до Сервантеса, и заказ стал не актуален. И все же происходящее не остановило художника, продолжавшего работать над книгой.
25 лет Богдеско создавал своего Рыцаря Печального Образа и его верного оруженосца. Что это: «борьба с ветряными мельницами» или фанатичная преданность своему делу, или…? К сожалению, он так и не увидел книгу с этими иллюстрациями, Илья Богдеско скончался в марте 2010 года. Работа Мастера получила достойное завершение, и бессмертная классика испанского писателя, выпущенная издательством «Вита Нова» тиражом 1200 экземпляров, пережила очередное рождение и предстала перед ценителями в однотомном издании в обрамлении 37-ми изящных гравюр. (Причем 70 экземпляров (с номерами 1–70) содержат один оригинальный офорт Ильи Богдеско, помещенный в особую папку).
Мы же могли увидеть почти все эти гравюры в музейной экспозиции. Рыцарь Печального Образа на них – худой и трогательный, с проникновенным взглядом, порой кажущийся совсем беззащитным, но сильный духом. Работы Богдеско, как и его герои, вне времени, их нельзя назвать современными или старомодными, как их автора, впрочем, как и сам роман о «хитроумном идальго», который иллюстрировался, инсценировался и экранизировался множество раз. И все же, мне кажется, прочтение трагедии «Дон Кихота» Ильей Богдеско, наверное, одно из самых точных и убедительных.
Весь номер на одной странице
|