Богатей. Вся информация для достойной жизни

Почта

Поиск на сайте

Книга отзывов

ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ


№ 39 (597) от 17.11.2011

 

Детский сад «лечим» – школу «калечим» (Марина ТИЩЕНКО, член Управляющего совета МОУ «Средняя школа № 61»)

Сфера ЖКХ не торопится стать прозрачной (Виктория САТЧЕНКО)

«Высший пилотаж» Олега Янковского (Екатерина БОГДАНОВА)

Шпаргалка для водителей такси (Министерство транспорта и дорожного хозяйства)

Памятка по конвертации пенсионных прав (УПФР в Ленинском районе г. Саратова)

Мороз и отморозки (Ксения БАТУЗОВА По материалам пресс-службы ГУ МВД по Саратовской области)

СИР–2012 избрал единого кандидата в Президенты РФ (Сергей ПЕРЕПЕЧЕНОВ)

ОБСЕ в гостях у комитета «За честные выборы» (www. saratov.spravedlivo.ru)

Слезы, веселье и протест! (Юрий СЛУДНИКОВ)

Cаратовская школа – не худшая (Ю. Ч)

Хэллуиновый поиск сторонников

Как чиновники «приватизировали» Саратов (Сергей ПЕРЕПЕЧЕНОВ)

Жилье и жулье (Виктория САТЧЕНКО)

Тубсанаторий дышит на ладан (Пресс-служба Государственной инспекции труда в Саратовской области)

Школьная жизнь (Пресс-служба Государственной инспекции труда в Саратовской области)

ВТО обрушит реальные доходы россиян (Пресс-служба ИГСО)

Алексей Полещиков, лидер Саратовского регионального отделения партии Справедливая Россия: «Пришло время вернуть долги селу!» (Александр ВОРОТЫНЦЕВ)

Борис Стругацкий: «Раскол элиты представляется мне неизбежным» (Людмила НИКОЛАЕВА 31 октября 2011 года www.svpressa.ru)

Музыкальные сны (Светлана ТЕНЕТКО)

Конец света, или Инструкции Ларса фон Триера (Анатолий СВЕТИКОВ)

«Кукла. Ложка. Хохлома» (Лана СОКОЛОВА)

Сага о жизни, восшествии на престол и бесславном конце императора Вальдемара Беспутина (Граф БИО, 2004–2005 гг)

Уважаемые посетители сайта!

Информационно-аналитический портал «Богатей-онлайн» является логическим продолжением издающейся с 1997 года газеты «Богатей», сохраняя нумерацию печатного издания и периодичность выпусков.


На острие событий



«Знаете, каким он парнем был..?» Знаем, знаем – вот таким!

Кто-то с трёх раз отгадает, что это за «мужик в пинджаке» запечатлён на этом снимке? Мало того, он запечатлён ещё и в бронзе, и стоит на Набережной Космонавтов, где космонавтами и не пахнет». Читать полностью...



35 лет назад прошли первые и последние безальтернативные (без одобрения властей) выборы

26 марта 1989 года состоялись выборы народных депутатов Союза ССР, первые выборы высшего органа власти Советского Союза, на которых избирателям впервые предоставлялся выбор между несколькими кандидатами в депутаты. Впервые в Союзе ССР происходило публичное обсуждение различных предвыборных программ (в том числе и на теледебатах). Читать полностью...


Итоги выборов. Кто дольше продержится: власть или народ?

Друзья, главный вопрос: как же так получилось? Почему Путин и олигархический режим в очередной раз победили в России. Кто-то скажет: нарушения, грязная политика. Безусловно, всё это важно и имеет место быть, но только лишь этим ограничиваться неправильно и не позволит нам увидеть ситуацию объективно. Читать полностью...


Заявление «Голоса» по итогам наблюдения на выборах президента 2024

Движение «Голос» практически ежегодно фиксировало ухудшение ситуации с правами избирателей. К сожалению, именно президентские выборы все последние 24 года демонстрировали своего рода антистандарт проведения избирательных кампаний. Но никогда еще мы не видели президентской кампании, которая настолько не соответствовала бы конституционным стандартам. Читать полностью...


В Саратове провели одиночный пикет в память о Борисе Немцове

28 февраля, в Саратове у памятника Вавилову общественник Андрей Калашников провел одиночный пикет против введения цензуры в России. На пикете присутствовала корреспондент ИА «Свободные новости». Читать полностью...


Вечер памяти писателя Алексея Слаповского

18 января 2024 года в музее К.А. Федина прошел вечер памяти Алексея Слаповского (1957 – 2023). На вечере собрались друзья, коллеги, близкие люди, читатели и почитатели его таланта. Читать полностью...



Саратовские сторонники Дунцовой предложили включить в программу её партии «Рассвет» экономические реформы и справедливые суды

Политик Екатерина Дунцова, которой ЦИК отказала в регистрации в качестве кандидата в президенты, представила в Саратове партию «Рассвет», созданием которой занимается её команда. 16 февраля на встречу с ней в деловом центре «Спутник» пришли порядка 60 человек. Читать полностью...


На митинге в Саратове призвали перенести Столыпинский индустриальный парк

18 февраля в сквере на улице Грибова, одном из гайд-парков Саратова, состоялся митинг за перенос площадки строительства будущего Столыпинского индустриального парка. Читать полностью...







Невыдуманные истории от Ивана Дурдомова


Манифсет свободной гражданской журналистики


Информационно-аналитический портал «Богатей-онлайн»

Главный редактор - Свешников Александр Георгиевич.
Телефон: 8-903-383-74-68.
E-mail: gazetabogatey@yandex.ru

© Вся информация, представленная на сайте, защищена законом «Об авторском праве и смежных правах». При перепечатке и ином использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.

© Разработка сайта: Кирилл Панфилов, 2006


Информация о сайте


Красная кнопка



Пресс-релизы



Новостной дайджест




Информационные материалы

Свежий номер Архив номеров     Реклама на сайте

| К свежему номеру |

Вернисаж

Долгожданное возвращение

Александр ДАВИДЕНКО

В художественном музее имени А.Н. Радищева открылись сразу две выставки саратовских мастеров кисти – Александра Саликова (посмертно) и Леонида Федотова (к 80-летию).

У А. Саликова очевидно стремление к монументальности, что подтверждается не только большими размерами холстов, но и характером решения выбранных тем. На выставке представлены в основном пейзажи, за исключением, пожалуй, одной очень интересной картины, которую достаточно условно можно отнести к портретному жанру. Эта условность объясняется тем, что перед нами не просто портрет («Осень. Портрет художника А.М. Кулагина») и не просто осень, как определенное время года, а выразительная метафора позднего этапа жизненного пути человека. Суховатая точность в деталях и умышленный гиперреализм в передаче исходной предметности маскирует за внешним подобием – «текстом» – второй слой – «подтекст», который является продолжением и развитием «текста». Внимательный зритель легко увидит, что старое дерево настолько антропоморфно, что вызывает устойчивую ассоциацию с дряхлой фигурой человека, воздевшего руки к небу и уронившему голову на грудь, а шершавая кора превращается в складки одежды. Мистический образ связан с образом уже немолодого художника, несмотря на разнонаправленность их движений. Эта связь и есть предопределение.

Чистый пейзаж у А. Саликова не только самодостаточен, но создается впечатление, что введение в него человеческих фигур диктуется не внутренней логикой выстраивания композиции или распределением пятен цвета на холсте, а какой-то внешней идеей о необходимости его социализации. Об этом говорят не только прекрасные этюды, в которых отсутствует человек («Танцплощадка в Гурзуфе. 1977 г.» – замечательный «К. Коровин», «Крымский мотив. 1977 г.» и др.), но и картины, в которые эти фигуры вводятся, словно в последний момент, как дань какой-то обязательности. Что невольно проявляется в разномасштабности отношений с реальностью.

Серьезен «Пейзаж. 1982 г.», в котором очевидное влияние барбизонцев решительно ограничено повышенной экспрессией в передаче облаков. Энергично прописанные, они контрастируют с заданной медлительностью постижения живописных красот центральной части пейзажа, где взгляд от рыжеватых отблесков на ветвях большого дерева постепенно следует вглубь, вслед за удаляющейся женской фигурой. Эти облака, вырывающиеся из-за крон деревьев, стремительно приближают всю композицию к зрителю, сообщая картине особую, я бы сказал, веселую, подвижность, динамизируя и сам сюжет.

Очень хороша работа «Большая вода. 1974 г.»: стремительный речной поток, обозначенный грубовато положенными размашистыми мазками краски, подчеркивает нежность зеленых листьев на веточках деревца, трепещущих на ветру, а некоторая «смазанность» их форм хорошо передает как их незащищенность, так и мягкое противодействие внешней силе.

Наконец, «Индустриальный пейзаж. 1974 г.» интересен тем, как можно тему, сопряженную с декларативным энтузиазмом, решить в лирическом ключе, когда формальные отношения линий, объемов, пятен цвета оказываются важнее и интереснее идеологической составляющей. Именно в этой работе мы видим, как сложные, противоречивые взаимодействия жестких, ритмизованных вертикалей и горизонталей гигантских конструкций, сшивающей их гибкой системы трубопроводов, ажурной вязи строительных лесов, ложатся в основу композиционной интриги. А интрига цветовых контрастов и согласований развивает и углубляет художественное впечатление, переводя общее звучание из бравурно-оптимистичного регистра в лирический. Кстати, человеческие фигуры здесь присутствуют, но они играют роль стаффажа, т. е. не более значительную, нежели голубые баллоны с кислородом или светлые доски, сваленные в кучи.

В следующем зале музея разместилась выставка Л. Федотова – «природного» лирика, основной темой которого является чистый пейзаж. Имея свои особые пластические и колористические пристрастия, этот художник открыт и для экспериментов, для опробования иных моделей, которые, впрочем, не разрушают привычное, а несколько варьируют его. Так, в работе «Осень в Каюковской Воложке. 1980 г.» прослеживается некоторая традиция в отображении хрупких, истаивающих ветвей деревьев, идущая от П. Уткина и продолженная А. Мыльниковым.

Кстати, последний использовал сходный мотив («У озера. 1974 г.», «На берегу. 1974 г.»). Но Л. Федотов решил задачу в монументальном ключе. Его островок суши с редкими деревьями и человеческой фигурой, отделенный от лесного массива серым зеркалом воды, мерцающим сдержанно-многоцветным от отражений облаков, прочитывается как поэтическая метафора одиночества вообще. Этому способствует и очень высокая точка обзора (вспомним «Над вечным покоем» И. Левитана), не приводящая к панорамности, но усиливающая впечатление монументальности при очень скромных размерах холста.

Работа «Серый день. 1980 г.» написана в очень сдержанной гамме, хотя вдали пылает золотом осенняя роща, отраженная в стоячей воде, а на переднем плане не менее активно звучат розоватые сухие травы. Все объединено сероватым тоном – цветом пасмурного, облачного дня. Похожие решения (скорее, по цвету, в меньшей степени – по используемому мотиву и композиции) можно найти у Е. Зверькова («Осенний день. 1971 г.», «Осень. 1968 г.»), что и позволяет мне говорить об открытости к экспериментам в вариациях.

«Дожди над Волгой. 2001 г.» отличает одновременное использование двух приемов: аскетичный язык пластических обобщений, напоминающий художников «сурового стиля», в частности, П. Оссовского, а также Р. Кента, которым написана большая отмель переднего плана, и гораздо более детализированный второй план с меловыми горами. Подобное сочетание производит интересный эффект выдвижения второго плана, превращения его в центральную часть композиции, поддержанную спокойным, выразительным первым планом.

Выделяется из общего ряда пейзажей мистические «Майские грозы. 1976 г.». Здесь реальность ветхих деревянных построек подвергается сомнению фантастическим состоянием окружающей природы. Это и сияющие, косые струи дождя, и флуоресцирующая от влаги изумрудная трава, словно волны накатывающая на островок суши, который как раз и оказывается небольшим озерцом – лишь рыбаки на его берегу восстанавливают исходные отношения между кажущимся и действительным.

Необходимо отметить и немногочисленные, но очень хорошие этюды, в частности, замечательный по живописи и пластической выразительности этюд «Стадо в лугах. 1993 г.».

Хочется надеяться, что художественный музей имени А.Н. Радищева будет и в дальнейшем радовать жителей города качественными выставками, в том числе и саратовских художников.

 

Весь номер на одной странице

 

| На главную страницу |