Богатей. Вся информация для достойной жизни

Почта

Поиск на сайте

Книга отзывов

ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ


№ 27 (629) от 06.09.2012

 

Набережная в индустриальном стиле (Екатерина БОГДАНОВА)

Путин – главный старик России (Антон ОРЕХ www.echo.msk.ru 4 cентября 2012 года)

Исповедь бывшего «иностранного агента» (Александр СВЕШНИКОВ, главный редактор газеты «Богатей»)

Новые «Зеленые» в Саратове (Юрий ЧЕРНЫШОВ)

Директор исчез, а долг остался (Оксана СЕРЕБРЯКОВА)

Олегу Лукьянову – 75 (Михаил МЕРЕНЧЕНКО, писатель)

Волки, ролики и клюшки (Ксения БАТУЗОВА По материалам отдела информации и общественных связей ГУ МВД по Саратовской области)

Быть ли СОИ после выборов? (Сергей ПЕРЕПЕЧЕНОВ)

Борис Стругацкий: «Ветры перемен возникнут, когда правящая элита даст трещину» (www.svpressa.ru 22 августа 2012 года)

Предрассвет российской реформации (Александр НИКИТИН)

«Магнит» поплатится. А ведь мог бы и расплатиться (Виктория САТЧЕНКО)

Был пьян и оступился (Пресс-служба Государственной инспекции труда в Саратовской области)

Жертва ДТП – кондуктор (Пресс-служба Государственной инспекции труда в Саратовской области)

Сотрудников надо учить и беречь (Пресс-служба Государственной инспекции труда в Саратовской области)

Игрища взрослых людей (Илья МАКСИМОВ)

Местное самоуправление области в 2013–2017 гг. (Министерство по делам территориальных образований области)

День финансовой грамотности (Информация предоставлена ГУ Банка России по Саратовской области)

О сроках уплаты имущественных налогов (И.Г. ШЛЯПИН, советник государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса)

Мы придем на край земли! (Юрий ЧЕРНЫШОВ)

Некруглая дата. Забытые уроки августа–91 (Владимир КАРА-МУРЗА мл. www.echo.msk.ru 23 августа 2012 года)

Показать, рассказать, вдохновить… (Лана СОКОЛОВА)

А. Кибальников: «Мои работы – на улицах и площадях» (Л. КРАСНОПЕРОВА Художественный музей имени А.Н. Радищева)

Пушкин, золотая рыбка и «членовоз» (Иван ДУРДОМОВ)

Уважаемые посетители сайта!

Информационно-аналитический портал «Богатей-онлайн» является логическим продолжением издающейся с 1997 года газеты «Богатей», сохраняя нумерацию печатного издания и периодичность выпусков.


На острие событий



Саратовские сторонники Дунцовой предложили включить в программу её партии «Рассвет» экономические реформы и справедливые суды

Политик Екатерина Дунцова, которой ЦИК отказала в регистрации в качестве кандидата в президенты, представила в Саратове партию «Рассвет», созданием которой занимается её команда. 16 февраля на встречу с ней в деловом центре «Спутник» пришли порядка 60 человек. Читать полностью...


На митинге в Саратове призвали перенести Столыпинский индустриальный парк

18 февраля в сквере на улице Грибова, одном из гайд-парков Саратова, состоялся митинг за перенос площадки строительства будущего Столыпинского индустриального парка. Читать полностью...



Надеждин подал иски в Верховный суд после отказа в регистрации кандидатом

Бывший депутат Госдумы Борис Надеждин, которого ЦИК отказалась зарегистрировать кандидатом на президентских выборах, подал два иска в Верховный суд. Об этом он сообщил в своем телеграм-канале. Читать полностью...



Поздравляем Саратовский правозащитный центр «Солидарность» с 30-тилетием!

СПЦ «Солидарность» был учреждён в начале 1994 года и стал вторым в России правозащитным центром. С начала работы СПЦ «Солидарность» оказывал ежегодно сотни консультаций, участвовал в судебных разбирательствах, вёл просветительскую деятельность. С 1997 по 2008 год составлялись ежегодные доклады о соблюдении прав человека в Саратовской области. С 2003 по 2012 год в центре работала студенческая юридическая клиника, в которой прошли обучение 57 студентов юридических вузов. Читать полностью...


Что сказал Путин. Предвыборная речь президента

Друзья, состоялась первая встреча Владимира Путина в качестве кандидата в президенты. Эта встреча прошла с доверенными лицами, которые будут трудиться у него на предстоящих выборах. Читать полностью...



О вечере памяти Высоцкого 25 июля 1981 года

25 января 2024 года Владимиру Семёновичу Высоцкому исполнилось бы 86 лет. 25 июля 1981 года, спустя ровно год после смерти Высоцкого, в Московском театре драмы и комедии на Таганке состоялось представление спектакля «Владимир Высоцкий». Документы, хранящихся в текущем архиве Общего отдела ЦК КПСС (ныне Центр хранения современной документации) на Старой площади (уже без грифа «секретно»), рассказывают о том, каких трудов, нервов и унижений стоило представление спектакля «Владимир Высоцкий»… Читать полностью...


Реквием по свободной российской журналистике

Я пришел в журналистику спустя несколько лет после объявления в 1985 году тогдашним президентом СССР Михаилом Горбачевым эпохи свободы и гласности. И это стало моей настоящей и любимой профессией, которой я посвятил все последующие годы жизни. Читать полностью...


Конституция ни живая ни мертвая

Как российские власти обеспечивают и защищают конституционные права граждан. Читать полностью...







Невыдуманные истории от Ивана Дурдомова


Манифсет свободной гражданской журналистики


Информационно-аналитический портал «Богатей-онлайн»

Главный редактор - Свешников Александр Георгиевич.
Телефон: 8-903-383-74-68.
E-mail: gazetabogatey@yandex.ru

© Вся информация, представленная на сайте, защищена законом «Об авторском праве и смежных правах». При перепечатке и ином использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.

© Разработка сайта: Кирилл Панфилов, 2006


Информация о сайте


Красная кнопка



Пресс-релизы



Новостной дайджест




Информационные материалы

Свежий номер Архив номеров     Реклама на сайте

| К свежему номеру |

Даты

Саратовские книжных дел мастера

В. БУТЕНКО, заслуженный работник культуры России

Великовозрастное издательское древо, взращенное поколениями книготворцев, по-Уткински размашисто, ветвисто, открыто всем ветрам времени. В срезе многолетия видны годовые периоды роста, цвет времени, дарование руководителя и художника. Меняя облик книги в зависимости от утилитарно-художественных задач, здесь не изменяли истине - рукопись без альтернативного содержанию оформления (формы) еще не книга, а просто текст на бумаге.

Близкими по сути стали слова Арсения Тарковского: «Для меня книга не просто набранный и упакованный по страницам текст, а некое эстетическое целое». Возвели ее (книгу) в ранг искусства, а художественный редактор стал ключевой фигурой на пути превращения рукописи в книгу.

Издатель создает форму руками художника. Цветистый букет самобытных мастеров трудился на ее благо многие годы, неповторимых в своих пристрастиях, графической манере, тонко чувствующих мелодию литературы и образов.

Под развесистой книгоиздательской кроной творили лучшие графики-книжники Саратова, Москвы, Санкт-Петербурга, Киева, Нижнего Новгорода, Волгограда, Пензы, Палеха, создавая оформление художественной, детской, массово-политической, сельскохозяйственной,

краеведческой, научно-популярной литературы, книгам по искусству и фотоальбомам. Мазок за мазком писали они универсальный портрет времени.

Свой живописный кусок на издательском холсте оставили наследники В. Борисова-Мусатова и К. Петрова-Водкина саратовские художники: Б. Миловидов (засл. работник культуры РФ), Ф. Русецкий, Н. Глинский, А. Бородин (засл. художник РФ), Б. Протоклитов, В. Челинцева, А. Учаев (народный художник РФ), В. Храпун, А. Саликов, В. Митченко, Б. и А. Бобровы, В. Успенский, А. Мухин, П. Карчевский, К. и В. Бутенко (засл. работник культуры РФ), В. Иванов, В. Евграфов, С. Серов.

Выполняя издательский заказ, трудились ведущие художники страны: И. Кононов, А. Шмаринов (народный художник РФ), С. Алимов (засл. художник РФ), Э. Булатов и О. Васильев, В. Перцов (засл. художник РФ), Б. Лавров, Ю. Коннов, В. Гальдяев, Ф. Домогацкий, В. Найденко, В. Максин, В. Медведев (народный художник РФ), В. и Л. Митченко, Б. Косульников (засл. художник РФ), В. Коваль, Г. Фильчаков, В. Алексеев, И. Щукин и многие другие.

Неотделим и заметен вклад в саратовское книготворчество художественных редакторов издательства: Л. Ламма (1954–1955 гг.), А. Евменова (1956–1957 гг.), Ф. Русецкого (1956–1958 гг.), П. Карчевского (1959–1970 гг.), А. Абрашкина (1964–1966 гг.), В. Иванова (1968–1992 гг.), В. Бутенко (с 1969 года).

Сделанное неравноценно, оформление саратовской книги не избежало порочных в искусстве тенденций украшательства, формализма конструктивно-оформительских задач. Но видны и успехи.

В череде издательской жизни особо выделяется период Приволжского издательства 1970–1990 годов, отмеченный бурным взлетом художественных достижений в искусстве книги, положивший сочные мазки на облик книг. Вышли ставшие эталоном, фирменным стилем книги художественной и детской литературы: сборник сказок русских писателей «Волшебный сундучок» (1973 г.) – художник И. Кононов, Н. Гоголь «Миргород» (1973 г.) – художник Б. Лавров, А. Толстой «Желтухин» (1973 г.) – художник В. Храпун, Н.М. Чернышевская «Повесть о Чернышевском» (1979 г.) – художник А. Голицын, «Три богатыря», былины (1982 г.) – художник И. Щукин, Э.Т.А. Гофман «Крошка Цахес по прозванию Циннобер» (1983 г.) – художник С. Алимов, С. Лагерлеф «Путешествие Нильса с дикими гусями» (1990 г.) – художник С. Крестовский, альбомы «Пенза» (1980 г.) и «Саратов» (1984 г.) – художник А. Бобров, «По залам Радищевского музея» (1985 г.) – художник Б. Денисовский, «Саратов на старых открытках» (1990 г.) – художник К. Остольский, «Ульяновск» (1990 г.) – художник Е. Адамов.

Эти и многие другие книги принесли заслуженную славу и уважение Приволжскому издательству, показавшему творческие возможности в создании высокохудожественных изданий, отмеченных высшими наградами Всесоюзных, Всероссийских конкурсов искусства книги, участвовавших в национальных экспозициях России на международных выставках, награжденных медалями ВДНХ.

«Книги – дети разума» - по Свифту. Так сколько разумных и красивых «детей» у издателей? Слава мастерам книги! «Красоту человек создает сам из глубины своей души», утверждал Максим Горький. Без таланта и любви к книге ничего хорошего не получится. Сколько художников, попробовав свои силы на этом поприще, сошло с него, не прижилось.

Воздадим должное оставившим глубокий след в высоком искусстве книги мастерам, ху-

дожникам-саратовцам.

Личность Бориса Васильевича Миловидова (1902–1975 гг.) особая, многозначительная. Талантливый живописец, литограф и педагог, воспитавший целую плеяду известных художников, мэтр книжной графики, тонко понимал природу книги, в совершенстве знал типографику.

Его творческое сотрудничество с издательством началось в далеком 1928 году и продолжалось всю жизнь. Сколько книг, русской и мировой классики, детских, научно-популярных, одел он в обложки, переплеты и проиллюстрировал. Отмеченное тонким вкусом, его участие в книге было значительно шире задач художника-оформителя. Во времена отсутствия института художественных редакторов он выполнял роль организатора издания, ее архитектоники.

Особый почерк выделял Владимира Артемьевича Храпуна (1933–1999 гг.). Скульптор по образованию, он посвятил творческую жизнь книжной графике – оформлению художественной, детской, массово-политической книги.

Его талант тонкого, ювелирного рисовальщика и иллюстратора особенно ярко блистал в книжках для детей – особо сложном жанре книжного искусства.

Любитель природы, художник возвышенно по-

нимал ее красоту и населяющий животный мир, с душевной теплотой и удовольствием работал над образами братьев наших меньших в книгах: «Желтухин» А. Толстого, «Ребятам о зверятах» О. Перовской, «Мои звери» В. Дурова, «Белый Бим Черное ухо» Г. Троепольского, «Басни» И. Крылова, «Кузька, Шарышка и Петр Тимофеевич» В. Бабушкина.

Иллюстрации В.А. Храпуна к «Желтухину» получили высокую оценку профессионалов, выставлялись в Москве в Центральном доме художника на Кузнецком мосту на вернисаже художников детской книги страны.

Творческие интересы художника не ограничивались одной темой. Удачно оформление малоформатного сборника стихов Сергея Есенина в поэтической серии. С особым вниманием работал он над книгами о войне: «Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого, «Генерал Полбин» И. Дынина, сборниками «Победа» и «Страницы мужества» другими.

* * *

С высоты пройденного надо признать: путь книгоиздания не был усыпан розами, встречались и шипы.

Вместе с художниками, авторами оформления, оно оказалось заложником распределительной системы, примитивной полиграфии и низкосортных материалов.

Известно: работа художника книги – половина успеха, вторая – за полиграфией. Сколько талантливых произведений книжной графики не получило достойного воспроизведения, сколько книг пострадало от низкого качества полиграфического исполнения.

Вопреки ущербности условий, художниками созданы выдающиеся образцы книжного искусства для издательства. Это подтверждает истину: для искусства трудности не помеха, необходимы желание и коллективная воля.

Сейчас другие времена и другие люди, а те далече.

В последние годы издательское древо подверглось серьезным испытаниям иссушающих суховеев, многое потеряно.

В то же время, современная полиграфия открывает большие возможности. Главное — помнить: «хорошо оформленная книга — это политика. А политику надо уметь формировать, друзья!» - напоминает А.Фадеев.

 

Весь номер на одной странице

 

| На главную страницу |