| К свежему номеру |
Угол Зрения Почему россиянину нужны права человека и демократияРазмышления после 20 лет учебы гражданскому обществу Александр НИКИТИН, Председатель СПЦ «Солидарность» (Продолжение. Начало в №№ 40 (420), 42 (422) за 2007 г., №№ 5 (430), 7 (432) за 2008 г.)
Превратить наши органы местного самоуправления в реальные органы местного самоуправления – дело исключительно сложное, требующее значительных усилий и времени. Эта работа включает в себя не только изменение форм и методов работы народных избранников, но и чиновников из муниципальной администрации, а также изменения нормативной базы, регулирующей деятельность органов местного самоуправления. Всем известно, что каждый муниципальный чиновник вольно или невольно делает все, чтобы превратить поле своей деятельности в постоянный и все возрастающий источник дохода. Главный источник дохода недобросовестного вороватого чиновника – взяточничество и коррупционные связи с бизнес-структурами, чьи цеховые интересы он лоббирует и продвигает.
Чтобы этого избежать, необходимо, чтобы:
а) все управленческие решения принимались избранными нами городскими депутатами коллегиально, то есть открыто и гласно;
б) чиновники, нанятые на муниципальную службу специалисты, были только техническими работниками, в обязанности которых входит только давать предложения по конкретным волпросам управления города Саратова, готовить проекты решения и давать заключения.
И все. Ни одного, даже самого пустякового вопроса местного значения, ни один муниципальный чиновник окончательно решать не должен. Все решения местного уровня должны быть изъяты из компетенции муниципальных служб и ведомств и приниматься избранными нами депутатами городской думы на заседаниях соответствующих комиссий. Чиновники должны выполнять только технические функции и, как специалисты, готовить заключения и проекты решений.
Именно так работают органы местного самоуправления в Дании и во многих других цивилизованных государствах, относящихся к так называемому Открытому Обществу. И этот простой, понятный и прозрачный порядок принятия управленческих решений доказал свою эффективность. При таких условиях возможности воровства и взяточничества резко падают. И, наоборот, возможности принятия объективного, справедливого и полезного для города и жителей города решения резко возрастают.
Я обращаю внимание читателей, что все это возможно и у нас в городе Саратове. В нашем городском Уставе записано, что органы и должностные лица местного самоуправления города ответственны (то есть подотчетны) перед населением города Саратова и депутатами городской думы.
Давайте посмотрим, как это положение реально претворено в жизнь.
В Уставе города Саратова прописано, что глава города и глава администрации один раз в год отчитываются о своей работе перед депутатами городской думы. Однако сроки, порядок и форма отчетов высших должностных лиц в Уставе не оговорены. Оценка качества работы главы города и главы администрации по результатам представленных отчетов депутатами городской думы также не предусмотрена.
В 2007 году глава города Саратова О. Грищенко отчитывался перед депутатами. Однако о содержании этого отчета жители города так и не узнали. Отчетный доклад О. Грищенко не был опубликован. Обсуждение отчета О. Грищенко среди жителей города и в СМИ не было организовано.
Данный факт хорош уже тем, что он хотя бы имел место. Прежний глава города Саратова Ю.Н. Аксененко вообще, как известно, ни разу не отчитался о своей работе ни перед депутатами, ни перед жителями города.
А вот непосредственно перед горожанами глава города не отчитывался, и, насколько можно предположить, отчитываться не собирается. И наши городские депутаты ему об этом напомнить стесняются. А между тем, это Уставное требование очень серьезное. Мне, например, было бы интересно узнать оценку главы города работы депутатских групп, комитетов и комиссий, контрольно-счетной палаты, главы администрации, администрации города в целом, отдельных комитетов, служб и ведомств и даже деятельности отдельных ответственных чиновников, оценку работы муниципальных предприятий.
Отчет первого главы администрации города Саратова за работу в 2006 году так и не состоялся. Во всяком случае, я о таком отчете ничего не слышал. Доклад с отчетом о работе администрации города Саратова в 2006 году с оценкой деятельности каждого муниципального ведомства и каждого предприятия опубликован не был. Администрация города Саратова с попустительства жителей города и депутатов городской думы демонстрирует отсутствие преемственности в организации работы, не убедительно прикрываясь уходящими и приходящими главами администрации.
Администрация города Саратова, если мне память не изменяет, перед жителями города о своей работе никогда не отчитывалась, и, как мне представляется, отчитываться не собирается.
Надо четко и определенно заявить, что устраиваемые так называемые активы города никакого отношения к реализации гражданского контроля населения над деятельностью органов управления города, на мой взгляд, не имели и не имеют. Это не что иное, как городское шоу, позорный рудимент советского времени, а также показатель низкого уровня гражданского самосознания жителей.
А отчет председателя контрольно-счетной палаты о своей работе в Уставе города даже не предусмотрен. Отчеты о результатах работы муниципальных ведомств не публикуются, не становятся предметом обсуждения среди жителей города, оценка результатам работы ведомств и персонально каждому из глав ведомств не дается.
Я лично считаю огромным позором для нас, жителей города, и для избранных нами городских депутатов, что сроки, формы и порядок отчета органов местного самоуправления непосредственно перед жителями города Саратова в Уставе города до настоящего времени не прописаны.
Я обозначил в этой статье только небольшую часть проблем превращения нынешних органов управления городом в реальные работающие органы городского местного самоуправления. На самом деле проблем намного больше и они не менее сложны и важны.
Наш Саратовский правозащитный центр «Солидарность» готов организовать масштабное и массовое давление на депутатов саратовской городской думы с требованием превратить органы управления городом Саратовом в реальные цивилизованные органы городского самоуправления. Но для этого нам нужен социальный заказ в виде частного гранта со стороны состоятельных людей и городских предпринимателей. Если в городе Саратове и Саратовской области есть такие заинтересованные граждане и предприниматели, то мы готовы к сотрудничеству.
Следующая группа проектов могла бы касаться организации пропаганды здорового образа жизни, воспитания в жителях города (особенно среди молодежи) человеческого достоинства, любви к свободе и демократии, приобретения навыков организации публичных акций для коллективного продвижения и защиты общественных интересов горожан. Жители города должны перестать себя чувствовать рабами и жалкими, ничтожными людишками, от которых ничего не зависит.
Но об этом в следующей статье.
(Продолжение следует)
Весь номер на одной странице
|