| К свежему номеру |
Шоколадные тропы регистрацииСитуация с государственной регистрацией прав на недвижимость тормозит развитие бизнеса в Саратове Маргарита СПИРИЧЕВА
Тем, кто хочет сейчас зарегистрировать свое недвижимое имущество, не позавидуешь. Если, например, несколько лет назад для государственной регистрации просто требовалось собрать все документы и сдать их в любой день в соответствующее окошко, то сейчас это сделать не так-то легко. Первое, что встречает каждого, идущего в регистрационную палату — объявление со следующим текстом: "Предварительная запись для приема документов на государственную регистрацию проводится в окне № 13 в регистрационном зале на втором этаже. За запись, производимую самостоятельно гражданами, главное управление ответственности не несет". К указанному окну, как правило, стоит очередь, и документы принимают на два месяца вперед. Например, 13 мая записывали на 17 июля. Кроме записи, есть живая очередь. Но с ней, как рассказывают опытные люди, тоже не все так просто. К тем, кто намерен стоять, подходят некие личности и сообщают, что если гражданин хочет попасть на сдачу сегодня, то ему лучше заплатить некую таксу (по разным сведениям, 300-500 рублей). Личности ведут те самые самостоятельные списки, о которых предупреждало объявление, но у них, видимо, система тоже работает, потому что, несмотря на огромный спрос, в помещении регистрационного зала достаточно свободно.
Надо сказать, что такая ситуация с регистрацией сложилась после нового года. С 1 января регистрационная палата поменяла свой статус, превратившись из областного учреждения в федеральное. У нее сменился руководитель (см. "Богатей" № 3 от этого года). И, как выясняется, недовольны ситуацией все: граждане, риэлторы, банкиры — все, кроме чиновников. Рассказывает Вячеслав Клокотов, директор ООО "Эдем-риэлт", президент гильдии риэлторов СГ ТПП:
— Известно, что риэлторы редко имеют дело с чистой продажей квартиры. Как правило, каждая сделка зависит еще от целой цепочки сделок: люди, продавая одно жилье, покупают другое, хозяева которого делают то же. И вот из-за очередей в регистрационной палате в этом году возникают ситуации, когда эти цепочки распадаются, поскольку нельзя зарегистрировать несколько сделок подряд в один-два дня. Самое плохое, что существует очередь на сдачу документов: когда идешь на сделку, нужно за два месяца записаться. За это время и документы устаревают, например, справка из БТИ, которую приходится продлевать. Зачастую люди, когда все документы готовы, чтобы совершить сделку, приезжают из другого региона на два-три дня — только получить деньги. Но сейчас за этот срок они не могут ничего оформить. В такой ситуации обычно и возникают "левые" очереди и прочие "шоколадные тропы". Когда надо для дела, приходится выкручиваться. Но очень не хотелось бы этим заниматься. Хотелось бы играть на условиях регистрационной палаты. Я думаю, что эта проблема должна решиться. Долго так быть не может. Ворох проблем нарастает.
С риэлторами согласны банкиры, которые на заседании последнего Банковского клуба как раз обсуждали трудности регистрации залога и связанные с этим проблемы.
— С 1 января исчезла возможность ускоренной регистрации, — рассказывал Александр Суслов, председатель правления "Экономбанка". — Четко соблюдается месячный срок регистрации, указанный в законе. Но этот срок соблюдать нашим клиентам трудно. Мы не можем стоять в живой очереди, и приходится практически на три месяца откладывать принятие решение о выдаче кредита. За 4 месяца мы получили 7 отказов в регистрации ипотеки. Это не значит, что регистрационная палата плохо работает. Наоборот, она хорошо работает, раз определила, что нельзя зарегистрировать собственность. Если бы банк пошел на риск и выдал бы кредит до выдачи заключения палаты, то он оказался бы крайним. Но хотелось бы сократить срок ожидания. Из-за него мы сидим с деньгами и не можем их вложить в экономику!
Руководитель главного управления федеральной регистрационной службы по Саратовской области Сергей Тимошин с представителями бизнеса не согласен:
— Очереди были всегда. Работа учреждения юстиции до нового года строилась так, что работали и по субботам, и сверхурочно. С 1 января все работники стали государственными служащими. Я не имею права нарушать Трудовой кодекс. Есть утвержденная смета и лимит рабочих мест госрегистраторов, которые работают на этом направлении. И живая очередь, и запись сделаны потому, что агентство по приватизации готовит на регистрацию документов практически в два раза больше, чем мы можем принять. И началось это в прошлом году, когда пошел разговор об ограничении срока приватизации. У нас только 45 процентов жилого фонда в Саратове приватизировано и зарегистрировано. За оставшиеся полтора года нужно приватизировать порядка 40 процентов оставшегося. Как сделать за два года то, что до этого делали за 15? Такая ситуация с регистрацией продлится до 1 января 2007 года. Быстрее она измениться не может.
По словам Тимошина, даже увеличение штатной численности регистраторов и площадей проблему не решит. Ведь нового человека нужно учить: курс составляет минимум 152 часа с экзаменом и получением свидетельства. Даже если будет увеличено число сотрудников, компьютеров и площадей для обработки, определенная задержка по приему документов останется. Слишком вяло шла приватизация все эти годы. Кстати, двухмесячная задержка, по словам Сергея Константиновича, возникла из-за того, что в начале года появились проблемы с уплатой госпошлины за регистрацию. В течение полутора месяцев шел спор, какой код бюджетной классификации правильный, пока не пришло подтверждение правильности кода, которым пользовались в регистрационной палате. То есть в деле государственной регистрации, по мнению Сергея Тимошина, полный порядок, установленный законом месячный срок не нарушается, и даже сделки с долевым участием ничто не мешает регистрировать:
— Регистрационная палата к этим сделкам готова. Но еще никто из строителей не пришел и не обратился по этому поводу. Мы готовы, но это не значит, что регистрация пройдет легко. Мы будем очень тщательно проверять документы, чтобы потом к нам не возникло никаких претензий. Дело новое, и должно хорошо апробироваться.
Впрочем, представители бизнеса не совсем согласны с ним и полны желания помочь, найти пути решения проблемы. Например, риэлторы знают, что в других регионах решение находится:
— Подобные ситуации возникли по всей России из-за нового законодательства, — говорит Вячеслав Клокотов. — Видимо, закон сыроват и требует доработки. Где-то проблема очередей решается административными способами, где-то создаются дополнительные структуры, которые помогают регистрационной палате. Скорее всего, будут какие-либо разъяснения на федеральном уровне, поскольку так долго работать нельзя.
Банкиры считают, что отсутствие возможности официально ускорить процесс регистрации — это хорошая платформа для коррупции и взяточничества. Если бы были тарифы для ускорения регистрации, то деньги клиентов пополняли бы бюджет, и экономика от этого только выиграла бы. Они намерены обратиться в областную думу, чтобы та вышла с законодательной инициативой.
К слову сказать, ускорение существует, но только для граждан и по уважительным причинам: например, окончание действия жилищного сертификата, вступление в наследство, сделка с жителями других городов. Сергей Тимошин подписывает от 10 до 12 подобных заявлений в день, а обращаются к нему по этому поводу гораздо больше. Минимальный срок регистрации в этом случае — 7 дней. Но вообще Тимошин против так называемого ускорения. По его словам, оно ничего не даст, количество поступающих дел будет все равно то же самое.
Если так, то на ближайшие полтора года тем, кто может отложить сделки с недвижимостью, лучше так и сделать. Или быть готовым к обременительному путешествию по "шоколадным тропам" регистрации.
Весь номер на одной странице
|