| К свежему номеру |
Амусина исключили из СП
Александр КРУТОВ
В начале февраля в культурной жизни губернии произошло примечательное событие — местная писательская организация Союза писателей России исключила из Союза 45-летнего поэта и сценариста Александра Амусина. Можно вспомнить, что такая мера, как исключение из Союза писателей, в СССР применялась к знаменитым представителям литературы. Что же такого сумел сотворить Амусин, что удостоился исключения?
Насколько удалось установить, формальным поводом для исключения послужила заметка, опубликованная в ноябре прошлого года в еженедельнике "Земское обозрение". Верхушке местной писательской организации не понравилось, во-первых, то, что автор назвал в ней известного детского писателя Михаила Каришнева-Лубоцкого "живым классиком". Возможно, самолюбие саратовских писателей задевал тот факт, что Лубоцкий не стоит у них на учете, а является членом писательской организации Москвы.
Второе амусинское откровение было еще хуже. В своей заметке он дал понять, что в последние годы скорость получения членского билета Союза писателей находится в прямой зависимости от скорости наполнения стаканов. Данная метафора была воспринята как целенаправленная дискредитация местной писательской организации.
И, наконец, третьим крамольным тезисом стало утверждение Амусина о том, что издаваемый под редакцией Николая Болкунова журнал "Волга ХХI век" "набит полуграфоманскими текстами".
В лучших традициях советских времен Амусину было предложено покаяться и извиниться перед собратьями-писателями. Однако Александр Борисович каяться и извиняться не стал. После чего состоялось голосование, по итогам которого Амусин был исключен из рядов Союза писателей России.
В качестве наиболее вероятной подоплеки своего исключения опальный поэт видит предпринятую им попытку прояснить некоторые теневые моменты экономической деятельности редакции новой "Волги". По расчетам Амусина выходит, что на издание журнала "Волга ХХ1 век" в прошлом году ушло меньше денег, чем было выделено из бюджета. Куда же делась разница?
На мой взгляд, вся история с исключением Амусина не только трагикомична, но и весьма симптоматична. Созданные в сталинские годы творческие союзы долгие годы являлись охранительным институтом тоталитарного государства и инструментом для государственного манипулирования творческой интеллигенцией. История с исключением Амусина есть не просто автоматическое срабатывание охранительных рефлексов прежних лет. На мой взгляд, весь политический контекст российской действительности дает надежду на реанимацию прежних охранительных идеологических функций государства. И саратовские "инженеры человеческих душ" почувствовали это раньше остальных.
Весь номер на одной странице
|