| К свежему номеру |
Антинародный облизбирком
Илья МАКСИМОВ 15 августа 2013 года Избирательная комиссия Саратовской области вынесла постановление «Об отказе в регистрации инициативной группы по проведению областного референдума на территории Саратовской области», усмотрев в ходатайстве группы граждан о регистрации инициативной группы по проведению на территории Саратовской области областного референдума по вопросу: «Считаете ли Вы необходимым провести в 2014 году прямые выборы Губернатора Саратовской области?» несоответствие персональных данных у пяти членов инициативной группы, указанных в ходатайстве, персональным данным по сведениям, представленным Управлением Федеральной миграционной службы по Саратовской области. Толкование закона в пользу отказа?
Свой отказ Избирательная комиссия Саратовской области мотивировала ссылкой на статью 36 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и статью 6 Закона Саратовской области «О референдумах в Саратовской области», где установлен порядок реализации инициативы проведения референдума, а именно: в ходатайстве инициативной группы по проведению референдума должен (должны) содержаться вопрос (вопросы), предлагаемый (предлагаемые) инициативной группой для вынесения на референдум, должны быть указаны фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, с указанием наименования или кода выдавшего его органа, а также адрес места жительства каждого члена инициативной группы и лиц, уполномоченных действовать от ее имени на территории, где предполагается провести референдум.
Изучив представленные в ходатайстве сведения и сравнив их с данными справки, представленной в облизбирком из УФМС, Избирательная комиссия Саратовской области пришла к выводу, что у пяти членов инициативной группы имеются недостоверные сведения. А именно:
- у Волкогонова Михаила Михайловича неверно указано место рождения (в ходатайстве указано место рождения: с. Нескучное Аркадакского района Саратовской области, по данным УФМС - с. Нескучное Аткарского района Саратовской области);
- у Егияна Норберта Сергеевича неверно указано место рождения (в ходатайстве указано место рождения: г. Баку, Азербайджан, по данным УФМС - г. Баку, Азербайджанская ССР);
- у Морозова Анатолия Захаровича неверно указано место рождения (в ходатайстве указано место рождения: г. Токмак, республика Кыргызстан, по данным УФМС - г. Токмак, Киргизская ССР);
- у Ненахова Михаила Яковлевича неверно указана дата выдачи паспорта (в ходатайстве указана дата выдачи паспорта 10.06.2003, по данным УФМС - 10.07.2003 г.);
- у Шиянова Святослава Николаевича неточно указано место рождения (в ходатайстве указано место рождения: с. Сосница Сосницкого района Черниговской области, по данным УФМС - с. Сосница Сосницкого района Черниговской области Украинской ССР).
- Кроме того, у Федина Петра Борисовича в ходатайстве не полностью указан адрес места жительства.
Поскольку, в связи с вышеуказанными обстоятельствами, число членов инициативной группы уменьшилось до 19 человек, что не соответствует требованиям Федерального закона и Закона области, это обстоятельство и послужило для Избирательной комиссии Саратовской области основанием вынести постановление «Об отказе в регистрации инициативной группы по проведению областного референдума на территории Саратовской области», подписанное председателем облизбиркома Павлом Точилкиным.
Паспорт гражданина против справки УФМС
Не удивительно, что на заседании облизбиркома, где решался вопрос о регистрации инициативной группы, была попытка со стороны присутствовавших заявителей оспорить правомерность отдать предпочтение данным УФМС, а не гражданским паспортам, откуда заявители только и могли взять сведения для занесения их в ходатайство.
Так, Норберт Сергеевич Егиян представил на обозрение членов избиркома свой паспорт, где местом его рождения указан Азербайджан (по данным УФМС - Азербайджанская ССР). Аналогично мог поступить и другой заявитель - Морозов Анатолий Захарович, который, согласно паспорту, родился в республике Кыргызстан, а по данным УФМС - в Киргизской ССР).
Однако, за исключением двух членов облизбиркома, остальные склонились в пользу справки из УФМС, тем самым создав так и не разрешившуюся коллизию: как должен поступать гражданин, у которого любая организация или учреждение (избирком, банк, полиция, суд, прокуратура, билетные кассы и т.д.) могут потребовать предоставить те основные сведения о личности, которые содержатся у него только в его основном документе - гражданском паспорте?
Не согласившись с отказом в регистрации инициативной группы, заявители обратились в Саратовский областной суд с просьбой отменить постановление облизбиркома, поскольку сведения, представленные заявителями в ходатайстве об образовании инициативной группы, не противоречат первичному документу – паспорту гражданина, откуда они взяты, что не может быть основаниями для отказа.
16 октября жалоба заявителей была рассмотрена Саратовским областным судом под председательством судьи Ольги Анатийчук при участии заявителей, представителей облизбиркома и прокурора Новичкова.
В начале судебного заседания были рассмотрены ходатайства, представленные стороной заявителей жалобы: об отводе судьи и прокурора (по мотивам отсутствия их реакции на просьбы заявителей о предоставлении копии протокола облизбиркома, об отказе возбудить уголовные дела в отношении членов облизбиркома и УФМС по Саратовской области); об отложении дела в связи с необходимостью изучить поступившие из облизбиркома новые документы; привлечь УФМС по Саратовской области для участия в судебном процессе в качестве третьего лица; вызвать в суд членов облизбиркома. Ходатайства были судом отклонены.
Настаивая на удовлетворении своей жалобы об отмене постановления облизбиркома, заявители подкрепили ее следующими аргументами:
В.В. Сафьянов: Поскольку судом было установлено, что сведения, представленные в ходатайстве инициативной группы, совпадают с данными паспортов заявителей, получается, что УФМС представила в облизбирком неправильные сведения. Представленные же суду облизбиркомом сведения о том, что недостоверные сведения содержатся у 22 заявителей, это ложь. Я усматриваю в этом заинтересованность в том, чтобы не дать народу проявить свою волю. В связи с этим предлагаю проверить паспортные данные всех нынешних депутатов.
В.И. Соломонов: Выходит, что мы должны были брать сведения не из своих паспортов, а запрашивать справки из УФМС. Это полная чушь. Например, по последнему требованию облизбиркома я должен был в ходатайстве указать своим местом рождения не только город Хабаровск (как в паспорте), а еще и Хабаровский край.
Л.В. Брезгунова: Основания, по которым облизбирком отказал в регистрации инициативной группы, незаконные, так как паспорта выдаются государством, и если в них обнаруживаются ошибки, то за это отвечает государство, а мы не должны быть лишены конституционных прав.
Н.С. Егиян: 2 августа я узнал, что мой паспорт не соответствует действительности. Хотя до этого случая я пользовался им без проблем и даже был кандидатом в депутаты. На заседании облизбиркома я представил на обозрение свой паспорт для сравнения с теми данными, которые имеются в заявлении инициативной группы. Выяснилось, что они совпадают. Что же касается справки из УФМС, то возможно, что она содержит случайные или намеренные ошибки. Надо выяснять, и не исключено, что там есть повод для того, чтобы завести уголовное дело по фактам фальсификации.
В.В. Соболев: Считаю, что суду нужно запросить в УФМС те сведения, которые были представлены оттуда в облизбирком.
Прокурорская ложка дегтя в его же бочке меда
Представитель облизбиркома дополнила содержание постановления об отказе в регистрации инициативной группы представленными суду дополнительными сведениями о том, что у 20 членов инициативной группы в сведениях о месте рождения отсутствует название региона.
Что касается учета паспортных сведений, на чем настаивают заявители, то, как пояснила представитель облизбиркома, «мы не проверяем паспорта, а запрашиваем УФМС, чтобы проверить достоверность сведений».
Правда, выяснилось, что в законодательстве нет права запрашивать УФМС, но есть право проверить данные. То есть получается, что облизбирком выбрал, на всякий случай, потенциально наиболее выигрышный для себя вариант (заявители не исключили и сговор, в который мог вступить с УФМС облизбирком).
Да, согласилась представитель облизбиркома, Егиян предъявлял паспорт, но этот момент в комиссии не обсуждался, а голосовали коллегиально. К тому же, в компетенцию комиссии не входит сравнение данных из УФМС с паспортами. Что касается отсутствия у заявителей в данных сведений о регионах, то это не УФМС отметила, а позже увидели в облизбиркоме.
В прениях заявители пытались получить у представителей облизбиркома ответы на вопросы: Откуда еще члены инициативной группы могли взять сведения, если только не из своих паспортов? Что препятствовало облизбиркому получить у членов инициативной группы копии паспортов? Что является юридически более верным: паспорт или неизвестно где и как полученные сведения?
Ни на один из вопросов участники судебного процесса не получили внятный ответ, кроме невразумительной ссылки на законодательство. Что, видимо, и послужило поводом для заявителя Брезгуновой обратиться к суду с ходатайством запросить в паспортных столах справку – форма № 1, где содержаться самые верные данные о гражданине, заносимые в его паспорт. Суд отказал в удовлетворении ходатайства.
Последним было выступление прокурора. По его мнению, сведения, полученные облизбиркомом в УФМС, якобы, противоречащие данным, занесенным в ходатайство о регистрации инициативной группы, не могут быть основанием для отказа в регистрации, поскольку эти данные взяты членами инициативной группой из основного документа гражданина – его паспорта. Однако тот факт, что у одного члена инициативной группы – П.Б. Федина - в ходатайстве не полностью указан адрес места жительства, может быть основанием для отказа в регистрации всей инициативной группы, сколько бы членов она ни насчитывала свыше 20 человек, то есть количества, установленного законом.
Несмотря на то, что заявители не согласились с таким заключением прокурора (по их мнению, определяющим должно быть то, что инициативная группа, согласно закону, не может быть менее 20 человек), суд отказал в удовлетворении жалобы заявителей и не отменил постановление Избирательной комиссии Саратовской области.
Весь номер на одной странице
|