Богатей. Вся информация для достойной жизни

Почта

Поиск на сайте

Книга отзывов

ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ


№ 38 (463) от 06.11.2008

 

День единства в отдельной партии (Владимир ЕФИМОВ)

Гробовое молчание (Михаил ДЕРИШЕВ)

Кто голосовал за бюджет? (Алексей ГОЛЯКОВ)

О пародии на выборы и имитации борьбы с коррупцией (Владимир ЕФИМОВ)

О бюджетниках и собаках (Андрей Морозов)

Свобода может быть абсолютной (Материал подготовил Александр СВЕШНИКОВ)

Не растут баобабы в России (Юрий ЧЕРНЫШОВ)

Слушания по бюджету – не для послушных (Алексей ГОЛЯКОВ)

Жертвоприношение квадратному метру, или Выселение непокорных собственников огнем и пистолетами (Павел Шприцов)

На пути к воссозданию вертикали (Юрий ЧЕРНЫШОВ)

«Государственные» кобели (Алексей СВЕТЛОВ)

Подарок Саратову от Даниила Штоды (Александр СВЕШНИКОВ)

Виртуальное пространство культуры (Юрий ЧЕРНЫШОВ)

35 лет с песней (Татьяна ЛИСИНА)

Уважаемые посетители сайта!

Информационно-аналитический портал «Богатей-онлайн» является логическим продолжением издающейся с 1997 года газеты «Богатей», сохраняя нумерацию печатного издания и периодичность выпусков.


На острие событий



«Знаете, каким он парнем был..?» Знаем, знаем – вот таким!

Кто-то с трёх раз отгадает, что это за «мужик в пинджаке» запечатлён на этом снимке? Мало того, он запечатлён ещё и в бронзе, и стоит на Набережной Космонавтов, где космонавтами и не пахнет». Читать полностью...



35 лет назад прошли первые и последние безальтернативные (без одобрения властей) выборы

26 марта 1989 года состоялись выборы народных депутатов Союза ССР, первые выборы высшего органа власти Советского Союза, на которых избирателям впервые предоставлялся выбор между несколькими кандидатами в депутаты. Впервые в Союзе ССР происходило публичное обсуждение различных предвыборных программ (в том числе и на теледебатах). Читать полностью...


Итоги выборов. Кто дольше продержится: власть или народ?

Друзья, главный вопрос: как же так получилось? Почему Путин и олигархический режим в очередной раз победили в России. Кто-то скажет: нарушения, грязная политика. Безусловно, всё это важно и имеет место быть, но только лишь этим ограничиваться неправильно и не позволит нам увидеть ситуацию объективно. Читать полностью...


Заявление «Голоса» по итогам наблюдения на выборах президента 2024

Движение «Голос» практически ежегодно фиксировало ухудшение ситуации с правами избирателей. К сожалению, именно президентские выборы все последние 24 года демонстрировали своего рода антистандарт проведения избирательных кампаний. Но никогда еще мы не видели президентской кампании, которая настолько не соответствовала бы конституционным стандартам. Читать полностью...


В Саратове провели одиночный пикет в память о Борисе Немцове

28 февраля, в Саратове у памятника Вавилову общественник Андрей Калашников провел одиночный пикет против введения цензуры в России. На пикете присутствовала корреспондент ИА «Свободные новости». Читать полностью...


Вечер памяти писателя Алексея Слаповского

18 января 2024 года в музее К.А. Федина прошел вечер памяти Алексея Слаповского (1957 – 2023). На вечере собрались друзья, коллеги, близкие люди, читатели и почитатели его таланта. Читать полностью...



Саратовские сторонники Дунцовой предложили включить в программу её партии «Рассвет» экономические реформы и справедливые суды

Политик Екатерина Дунцова, которой ЦИК отказала в регистрации в качестве кандидата в президенты, представила в Саратове партию «Рассвет», созданием которой занимается её команда. 16 февраля на встречу с ней в деловом центре «Спутник» пришли порядка 60 человек. Читать полностью...


На митинге в Саратове призвали перенести Столыпинский индустриальный парк

18 февраля в сквере на улице Грибова, одном из гайд-парков Саратова, состоялся митинг за перенос площадки строительства будущего Столыпинского индустриального парка. Читать полностью...







Невыдуманные истории от Ивана Дурдомова


Манифсет свободной гражданской журналистики


Информационно-аналитический портал «Богатей-онлайн»

Главный редактор - Свешников Александр Георгиевич.
Телефон: 8-903-383-74-68.
E-mail: gazetabogatey@yandex.ru

© Вся информация, представленная на сайте, защищена законом «Об авторском праве и смежных правах». При перепечатке и ином использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.

© Разработка сайта: Кирилл Панфилов, 2006


Информация о сайте


Красная кнопка



Пресс-релизы



Новостной дайджест




Информационные материалы

Свежий номер Архив номеров     Реклама на сайте

| К свежему номеру |

«Мне дали имя при крещенье Анна...»

Светлана ТЕНЕТКО

Конец октября ознаменовался еще одним замечательной явлением

в рамках уже идущего фестиваля «Бомонд–2008» – литературным вечером

«Анна Ахматова. Царственное слово». Композицию, в которую вошли стихи, дневники и «Реквием» одного из величайших поэтов Серебряного века, привезла в Саратов заслуженная артистка России Ольга Фомичева-Москвитина.

Несколько слов об авторе и исполнителе: Ольга Георгиевна Москвитина – ученица Олега Ефремова и Алесандра Карева, окончила школу-студию МХАТ им. М. Горького. По приглашению своего учителя Олега Ефремова пришла в «Современник», где проработала девять лет, сыграв в спектаклях «Вечно живые», «В день свадьбы», «Традиционный сбор» В. Розова, «Без креста» В. Тендрякова и многих других. Сейчас Ольга Москвитина – актриса Театра им. Ермоловой, в ее актерском багаже роли в спектаклях Д. Пристли, Б. Шоу, Ф. Дюрренматта, Д. Олби. Несмотря на занятость в театре, Ольга Георгиевна автор и ведущая программ на «Народном радио». А саратовскому зрителю она предстала в спектакле одного актера, скорее всего, так можно охарактеризовать ее программу об Анне Ахматовой.

Небольшой зал областной библиотеки, а именно там проходил литературный вечер, конечно, не смог вместить всех желающих. И очень порадовало то, что среди пришедших наряду со зрителями старшего поколения было много совсем юных.

На сцене высокая, с царственной осанкой, о таких иногда говорят, что в них чувствуется аристократическая порода, женщина, чем-то неуловимо напоминающая Марию Ермолову на одноименном портрете Валентина Серова и в то же время похожая на свою героиню – Анну Ахматову – в молодости. Это сходство усиливает черное платье и длинная нитка жемчуга, подчеркивающие тонкость и аристократичность образа.

Перед нами одна за другой возникают картины из жизни Анны Ахматовой, которые условно можно разделить на три эпохи воспоминаний. Первая – горячо любимый ею Петербург: Петербург Достоевского, Россия Достоевского. Вот пятилетняя Анна на прогулке в царскосельском парке находит брошь в виде лиры, и сопровождающая девочек бонна говорит: «Это значит, ты будешь поэт». А в одиннадцать она уже начинает писать стихи и отец называет ее декадентской поэтессой: «В то время я гостила на земле,/ Мне дали имя при крещенье – Анна,/ Сладчайшее для губ людских и слуха./ Так дивно знала я земную радость/ И праздников считала не двенадцать,/ А столько, сколько было дней в году» (цикл «Четки»).

Стихи и воспоминания, строчки из дневников Анны Андреевны искусно переплетаются, создавая тонкое, воздушное кружево детства и не всегда безмятежной юности.

Ахматова уже замужем, и ее муж, Николай Гумилев, советует ей бросить писать стихи и заняться чем-нибудь другим, например, танцами. Но «Кипарисовый ларец» Анненского, корректуру которого она прочитает в «Бродячей собаке» (известное в то время кафе в Петербурге), когда Гумилев уедет в Африку, станет новой точкой отсчета. После этого она скажет: «Я стала что-то понимать в поэзии… Они открыли мне новую гармонию». А уже в 1912 году выйдет ее первая книга стихов, весьма благосклонна воспринятая критиками. «Сжала руки под темной вуалью…/ «Отчего ты сегодня бледна?»/ – Оттого, что я терпкой печалью/ Напоила его допьяна» (из цикла «Вечер»).

«А по набережной легендарной,/ Приближался не календарный –/ Настоящий Двадцатый Век» (поэма «Без героя»). Эти строчки рефреном проходят через первую часть – время, когда кружевное полотно жизни еще легкое и, несмотря ни на что, светлое.

Вторая часть выступления, хотя разделение здесь довольно условное, характеризуется более размеренным темпом; голос исполнительницы становится как бы жестче и глуше. И как-будто желая подчеркнуть вселенский холод и страх и отчаяние людей в те страшные годы репрессий и войны, актриса накидывает на плечи белый оренбургский платок. «Перед этим горем гнутся горы,/ Не течет великая река,/ Но крепки тюремные затворы,/ А за ними «каторжные норы»/ И смертельная тоска». Звучит знаменитый «Реквием» Анны Ахматовой. Пронзительный цикл стихов, в которых день за днем, неделя за неделей, месяц за месяцем в длинных очередях женщины ждали вестей о мужьях, сыновьях, братьях (в то время и сын, и муж Анны Андреевны уже были арестованы и сосланы в лагерь), ждали разрешения послать им передачу или хоть какую-нибудь весточку. Но новостей никогда не было, гробовой покров повис над городами: «Звезды смерти стояли над нами,/ И безвинная корчилась Русь/ Под кровавыми сапогами/ И под шинами черных марусь» (цикл «Реквием»).

В эти годы Ахматова скажет: «Голос мой звучит по другому, возврата к прошлой манере быть не может…». А дальше... жизнь в Ташкенте в эвакуации, возвращение в Ленинград и в Москву… и стихи.

«Я никогда не переставала писать стихи», – вспоминает Ахматова. Эти слова, ставшие заключительными, по сути очень точно характеризуют всю жизнь гениального поэта – Анна Андреевны Ахматовой. Могла ли предположить царскосельская бонна, что ее слова маленькой Анечке станут пророческими: «Ты будешь поэт».

Ольга Москвитина предстала перед нами не только как прекрасная драматическая актриса и декламатор, но и великолепная певица. В программе прозвучал романс на стихи Ахматовой, исполненный артисткой.

Отдельно стоит остановиться на музыкальном сопровождении в исполнении потрясающего гитариста Вячеслава Щербины (Москва). Гитара не идет здесь фоном, создавая некий шумовой эффект. Это самостоятельная, пусть и небольшая, музыкальная программа, одновременно очень тонко и корректно соединенная с литературной частью.

После концерта нам удалось буквально несколько минут поговорить с Ольгой Москвитиной.

Корр.: Ольга Георгиевна, расскажите, как родилась эта программа, почему Вы выбрали именно ахматовский цикл и сложно ли было работать над ним?

О. Москвитина: У нас на курсе учился Боря Ардов, который жил в семье художника и актрисы. Боря Ардов наш, студент нашего курса, – сводный брат Алексея Баталова, у них разные отцы и одна мама – Нина Антоновна Ольшевская. Короче говоря, как это получилось. Я совершенно, к стыду своему, Ахматову не знала ни в зуб ногой. Мы бывали в гостях у Бори Ардова, куда приезжала Анна Андреевна, тогда не имея своей квартиры в Москве, да она и в Ленинграде заимела ее гораздо позже. Писательский дом в Лаврушинском переулке, квартира небольшая, три клетушки маленькие. И у Анны Андреевны была небольшая комнатка, такой пенальчик крохотный: коечка стояла, тумбочка, стул. И там мы ее видели. И он (Ардов) носил все время с собой книжку, так как он в писательской, актерской среде рос, он, конечно, все это знал. И стихи знал. Вот тогда я и узнала про Ахматову. Просто узнала. Потом однажды на концерте, где мы играли отрывки такие, уже будучи актрисой, мне подарили... Нам не деньги платили, а вот дали книги. И мне достался именно сборник, довольно толстенький, с лиловато-серой обложкой. Сборник «Бег времени» с портретом ее.

Я ночью открыла эту книгу и… ушла туда. Я просто ухнула в этого омут, в этот мир. И вот с этого началась. Потихоньку-потихоньку одно стихотворение, другое, третье... Потом я вышла замуж за человека, который весь был в литературе, в поэзии. У него была огромная библиотека. Я узнала все про Ахматову. И вот тут я начала потихонечку делать программу. И она как-то вот так и сложилась. Трудностей у меня не было, у меня была радость соприкосновения с этим. Потихонечку так, сначала маленькую композицию читала, потом она сложилась в большую. Я сдала ее в филармонию. Меня приняли с этой программой. Это была первая сольная программа, с которой меня приняли в Московскую филармонию.

Корр.: А как образовался Ваш музыкальный союз?

О. Москвитина: Музыкальный союз не только с гитарой, но и с фортепиано тоже, но это при случае, когда что удобнее.

В разговор вступает подошедший гитарист Вячеслав Щербина.

В. Щербина: Хотелось бы отметить ее дар музыкальный. У многих, когда делают программы, музыка фоном просто идет, как шум такой. А Ольга Георгиевна имеет огромный вкус музыкальный. Она тонко чувствует пластику музыки, в композиции это употребляет и получается очень объемная и красивая вещь.

О. Москвитина: Мы эту программу делали иногда с пианистом. Но теперь чаще всего с гитарой. С ахматовской программой ездили в Тарусу. С бунинской ездили в Самару, филармония – огромный зал был битком, с балконом, с таким огромным амфитеатром.

Корр.: Иногда говорят, что Ахматова – женщина, которая пишет мужские стихи…

О. Москвитина: Я не знаю, что такое женские стихи, что такое мужские стихи. Есть поэты, есть поэтессы. Вот Анна Андреевна Ахматова и Марина Ивановна Цветаева – это поэты, это не поэтессы. Она просто поэт. Ну, что женщиной родилась, честь ей и хвала, такая красивая женщина, да еще такая гениальная. С таким характером, которая все пронесла через все. Марина-то Ивановна не выдержала, покончила с собой. А Анна Андреевна проплыла, как корабль. Трижды арестовывали сына, одного мужа расстреляли, второй погиб в лагерях.

Корр.: А сколько Вы уже читаете эту программу? Она все время обрастает как-то...

О. Москватина: Одна все время обрастала. Начиналось это с маленьких композиций, пробные такие были камни в каких-то концертах смешанных, но сдала я ее давно в филармонию.

Корр.: Какие программы у Вас еще есть, вот Бунин…

О. Москвитина: Бунин «За всех любивших нас», сейчас я сдала Чехова «Я верую». Я его читаю с эпиграфом из Гоголя, потом идет рассказ Чехова «Красавицы», великолепный рассказ. После «Красавиц» идет рассказ из «Чехонте» и потом идет инсценировка спектакля «Чайка». Еще есть Алексей Константинович Толстой, Пастернак, Цветаева, в общем, много еще чего есть.

Нам оставалось только поблагодарить артистку, и если для зрителей и журналистов вечер закончился, то Ольгу Москвитину ждали еще студенты театрального факультета, на встречу с которыми она торопилась после концерта.

 

Весь номер на одной странице

 

| На главную страницу |