Богатей. Вся информация для достойной жизни

Почта

Поиск на сайте

Книга отзывов

ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ


№ 38 (508) от 12.11.2009

 

Мой Единственный Надежный Товарищ (ИА «Взгляд-инфо» (www.vzsar.ru))

Поздравление начальника ГУВД по Саратовской области, генерал-лейтенанта милиции С.П. Аренина с Днем Российской милиции

Честные силовики (Олег КОЗЫРЕВ www.ej.ru)

Связанные одним значком (Виктория САТЧЕНКО)

Кого напрягает бизнес Коргунова? (Екатерина ДМИТРИЕВСКАЯ)

Урок чтения мыслей (Екатерина БОГДАНОВА)

Ассоциации о Тарковском (Светлана ТЕНЕТКО)

Четыре заблуждения коммуниста Рашкина (Александр СВЕШНИКОВ)

Странно празднуем, господа… (Юрий ЧЕРНЫШОВ)

Саратов – территория беззакония? (Лидия СВИРИДОВА)

Кто «шакалит» вокруг городского бюджета (Александр НИКИТИН)

Алмазная сказка, прошедшая мимо (Светлана ТЕНЕТКО)

Игорь Воротников: «Управлять, не зная, чем ты управляешь, невозможно» (Дмитрий ДОБРОЛЮБОВ)

Форумные борения (Юрий ЧЕРНЫШОВ)

И бронзовый символ советской эпохи (Ксения БАТУЗОВА)

Любовь с первой милонги (Лана СОКОЛОВА)

Эх, дороги… (Екатерина БОГДАНОВА)

Уважаемые посетители сайта!

Информационно-аналитический портал «Богатей-онлайн» является логическим продолжением издающейся с 1997 года газеты «Богатей», сохраняя нумерацию печатного издания и периодичность выпусков.


На острие событий



«Знаете, каким он парнем был..?» Знаем, знаем – вот таким!

Кто-то с трёх раз отгадает, что это за «мужик в пинджаке» запечатлён на этом снимке? Мало того, он запечатлён ещё и в бронзе, и стоит на Набережной Космонавтов, где космонавтами и не пахнет». Читать полностью...



35 лет назад прошли первые и последние безальтернативные (без одобрения властей) выборы

26 марта 1989 года состоялись выборы народных депутатов Союза ССР, первые выборы высшего органа власти Советского Союза, на которых избирателям впервые предоставлялся выбор между несколькими кандидатами в депутаты. Впервые в Союзе ССР происходило публичное обсуждение различных предвыборных программ (в том числе и на теледебатах). Читать полностью...


Итоги выборов. Кто дольше продержится: власть или народ?

Друзья, главный вопрос: как же так получилось? Почему Путин и олигархический режим в очередной раз победили в России. Кто-то скажет: нарушения, грязная политика. Безусловно, всё это важно и имеет место быть, но только лишь этим ограничиваться неправильно и не позволит нам увидеть ситуацию объективно. Читать полностью...


Заявление «Голоса» по итогам наблюдения на выборах президента 2024

Движение «Голос» практически ежегодно фиксировало ухудшение ситуации с правами избирателей. К сожалению, именно президентские выборы все последние 24 года демонстрировали своего рода антистандарт проведения избирательных кампаний. Но никогда еще мы не видели президентской кампании, которая настолько не соответствовала бы конституционным стандартам. Читать полностью...


В Саратове провели одиночный пикет в память о Борисе Немцове

28 февраля, в Саратове у памятника Вавилову общественник Андрей Калашников провел одиночный пикет против введения цензуры в России. На пикете присутствовала корреспондент ИА «Свободные новости». Читать полностью...


Вечер памяти писателя Алексея Слаповского

18 января 2024 года в музее К.А. Федина прошел вечер памяти Алексея Слаповского (1957 – 2023). На вечере собрались друзья, коллеги, близкие люди, читатели и почитатели его таланта. Читать полностью...



Саратовские сторонники Дунцовой предложили включить в программу её партии «Рассвет» экономические реформы и справедливые суды

Политик Екатерина Дунцова, которой ЦИК отказала в регистрации в качестве кандидата в президенты, представила в Саратове партию «Рассвет», созданием которой занимается её команда. 16 февраля на встречу с ней в деловом центре «Спутник» пришли порядка 60 человек. Читать полностью...


На митинге в Саратове призвали перенести Столыпинский индустриальный парк

18 февраля в сквере на улице Грибова, одном из гайд-парков Саратова, состоялся митинг за перенос площадки строительства будущего Столыпинского индустриального парка. Читать полностью...







Невыдуманные истории от Ивана Дурдомова


Манифсет свободной гражданской журналистики


Информационно-аналитический портал «Богатей-онлайн»

Главный редактор - Свешников Александр Георгиевич.
Телефон: 8-903-383-74-68.
E-mail: gazetabogatey@yandex.ru

© Вся информация, представленная на сайте, защищена законом «Об авторском праве и смежных правах». При перепечатке и ином использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.

© Разработка сайта: Кирилл Панфилов, 2006


Информация о сайте


Красная кнопка



Пресс-релизы



Новостной дайджест




Информационные материалы

Свежий номер Архив номеров     Реклама на сайте

| К свежему номеру |

Худсовет

Музыкальный катарсис

Светлана ТЕНЕТКО

Нечто подобное, наверняка, пережили те, кто пришел на концерт симфонического оркестра филармонии, открывший фестиваль, посвященный 75-летию Альфреда Шнитке 8 ноября, в день, когда восемь лет назад, в 2001 году, филармонии было присвоено имя Альфреда Гариевича Шнитке, и именно в этот день впервые в Саратове прозвучал концерт для виолончели с оркестром, посвященный Наталье Гутман. И вот в Саратове снова звучит концерт Шнитке в исполнении той, кому он был посвящен.

По словам Натальи Гутман, это произведение особенно дорого ей еще и тем, что было первым, написанным Альфредом Гариевичем после болезни. «Это сочинение действительно очень открытое, откровенное, драматичное и по духу очень высокое, – считает Наталья Григорьевна. – Какой-то сгусток его лучших качеств. Может, по теме она ближе ему уже. Стала ли музыка абстрактной – трудно сказать, но, может, более рациональной, более объективной».

В своем плотном гастрольном графике Наталья Григорьевна умудряется выкраивать несколько дней, чтобы хотя бы раз в год приехать в Саратов, можно сказать, на родину Шнитке (родился он в Энгельсе, тогда, в 34-м, еще столице Республики немцев Поволжья). Об Альфреде Шнитке Наталья Гутман отзывается как о человек редком: «в нем сочетались невероятная глубочайшая скромность с необыкновенным интеллектом и эрудицией. И он умел быть абсолютно вернейшим другом и очень внимательным к людям. И особенно внимательным к тому, с кем он в данный момент общается. Это было всегда удивительно: он слушал так, как почти никто. Это очень важное качество», – по мнению Натальи Григорьевны.

Сочинения Шнитке, исполняемые 8 и 12 ноября этого года в рамках фестиваля, очень близки по времени написания. «Посвящение» написано в 1985–1986 гг. 4-я симфония, которая будет звучать 12 ноября, написана в 1983 г., альтовый концерт – в 1984 г. Музыковеды предпочитают называть это время в творчестве Альфреда Гариевича временем взлета и временем создания, может быть, самых интересных и самых ярких произведений. После написания альтового концерта композитор приступил к сочинению виолончельного концерта, про который он знал, что посвятит Гутман. Но во время отдыха в Пицунде со Шнитке случился инсульт. Воля к жизни была настолько велика, что, начав работать, он отбросил все, что было написано ранее. И начал писать практически заново. Концерт предполагался в 3-х частях – классическая форма инструментального концерта. Но, как писал сам Шнитке, вдруг откуда-то явилась 4-я часть. Это был какой-то подарок судьбы – финал, когда все взмывает в небо. Эта яркая концовка довольно редкий случай у Штинке, по словам Анатолия Катца, обычно его сочинения заканчиваются трагичной нотой, а это «Посвящение» венчает светлая яркая нота, хотя и с элементами трагизма.

То, что к восприятию Шнитке нужно быть внутренне готовым, пожалуй, не вызывает сомнений. У тех, кто впервые слушает этого композитора, вначале происходит некий шок от невероятного обилия разнообразных звуков, на первый взгляд, несколько дисгармоничных. Эта звуковая лавина затягивает, как в водоворот, и если попытаешься вырваться из него, то непременно захлебнешься и утонешь. Остается единственный выход – отдаться на волю этого вращения, попытаться поймать его ритм и нырнуть поглубже. И вот тогда из ниоткуда приходит понимание и ощущение гармонии музыки. Музыка Шнитке, возможно, еще и потому считается трудной для восприятия, что она написана не канонично. Она не призвана услаждать слух, а скорее, будоражить умы. Она, как черно-белая графика: резкая, контрастная с острыми, ничем не смягчаемыми углами. Как изображение нашего мира, в котором есть белое и черное без полутонов и других красок. Это, как внутренняя суть Булгаковского «Мастера и Маргариты», как музыкальный роман в романе.

Это музыка, в которой, можно сказать, отразилась вся многовековая история страны, ну года так до 48-го прошлого века. Объем, накал страстей – все можно описать этой музыкой. Накал страстей поднимает и действительно уносит тебя в совершенно другое измерение. И когда звучит последняя нота, нужно время, чтобы осознать себя в реальной действительности, выйти из этого другого измерения. И ощутить себя в настоящем. Поэтому Шнитке, на мой взгляд, можно назвать композитором, который будет современным и в веке будущем, и в веке настоящем.

По мнению Анатолия Катца, открытие фестиваля получилось очень достойным. «В первую очередь, благодаря Альфреду Гариевичу Шнитке и, наверное, Францу Шуберту тоже, и, конечно, Наталье Гутман, Владимиру Вербицкому и оркестру, который выглядел очень достойно, ярко, солидно. Трудная очень партитура и оркестранты были очень собраны и все очень точно реагировали». На этом концерте, пожалуй, оркестр был в своем полном составе: большая группа ударных, клавесин, арфа, треугольник, флексатон – такое не часто увидишь. И если для зрителей аншлага, к сожалению, не случилось, то у оркестрантов точно был аншлаг.

Ситуация для филармонических работников, по словам Анатолия Иосифовича, сейчас достаточно тяжелая. Филармоническая публика стареет, а молодежи не так много. Для завсегдатаев нашей филармонии музыка остановилась где-то в районе Рахманинова. «Почему это так, я понять не могу, – сетует Анатолий Катц. – Лет 15 назад помыслить, что можно общаться со всем миром посредством Интернета, невозможно было. Сотовые телефоны есть у всех, но все почему-то считают, что техника движется вперед, наука движется вперед, а музыка должна стоять на месте – должна ласкать слух, услаждать и так далее и тому подобное. На это наша публика говорит, что мы приходим на концерт, чтобы отдохнуть. От чего отдохнуть? Музыка никогда не была средством для отдыха».

Трудно не согласится с Анатолием Иосифовичем. Настоящая музыка вряд ли способствует отдохновению, скорее, наоборот – заставляет мыслить, будоражит ум, чувства, эмоции, а это работа не менее, если не сказать, что более трудная и тяжелая.

 

Весь номер на одной странице

 

| На главную страницу |