Богатей. Вся информация для достойной жизни

Почта

Поиск на сайте

Книга отзывов

ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ


№ 12 (526) от 01.04.2010

 

Низы не хотят, верхи не стараются (Балаковский РК КПРФ)

Резолюция участников повторной акции протеста, состоявшейся в г. Балаково 28 марта

Вчера – «мочить в сортире», сегодня – «уничтожать дотла» (Анатолий БАРАНОВ (www.forum-msk.org))

«Мироновцы» и «зюгановцы» – объединяйтесь! (Елена ТАЛПЭУ)

Посмели выйти на площадь

ОПа – опанька… (Юрий ЧЕРНЫШОВ)

Ценности в поисках своего места (Юрий ЧЕРНЫШОВ)

Система «узаконенного» насилия (Михаил ХОДОРКОВСКИЙ (www.ng.ru))

Главенствующий интерес (Александр ТВЕРДОХЛЕБ)

Крышу сносит (Екатерина ДМИТРИЕВСКАЯ)

Интеллектуальным кнутом по чиновничеству (Юрий ЧЕРНЫШОВ)

Поможем и СМИ, и власти (Николай ЯКОВЛЕВ)

Рассеется ли тьма вокруг тарифов? (Александр НИКИТИН)

День рождения с привкусом Востока (Екатерина БОГДАНОВА)

Любовь и весеннее настроение (Лана СОКОЛОВА)

Из песни слов не выкинешь… (Елена ТАЛПЭУ)

Как дожить до ста лет (Иван ДУРДОМОВ)

Уважаемые посетители сайта!

Информационно-аналитический портал «Богатей-онлайн» является логическим продолжением издающейся с 1997 года газеты «Богатей», сохраняя нумерацию печатного издания и периодичность выпусков.


На острие событий



«Знаете, каким он парнем был..?» Знаем, знаем – вот таким!

Кто-то с трёх раз отгадает, что это за «мужик в пинджаке» запечатлён на этом снимке? Мало того, он запечатлён ещё и в бронзе, и стоит на Набережной Космонавтов, где космонавтами и не пахнет». Читать полностью...



35 лет назад прошли первые и последние безальтернативные (без одобрения властей) выборы

26 марта 1989 года состоялись выборы народных депутатов Союза ССР, первые выборы высшего органа власти Советского Союза, на которых избирателям впервые предоставлялся выбор между несколькими кандидатами в депутаты. Впервые в Союзе ССР происходило публичное обсуждение различных предвыборных программ (в том числе и на теледебатах). Читать полностью...


Итоги выборов. Кто дольше продержится: власть или народ?

Друзья, главный вопрос: как же так получилось? Почему Путин и олигархический режим в очередной раз победили в России. Кто-то скажет: нарушения, грязная политика. Безусловно, всё это важно и имеет место быть, но только лишь этим ограничиваться неправильно и не позволит нам увидеть ситуацию объективно. Читать полностью...


Заявление «Голоса» по итогам наблюдения на выборах президента 2024

Движение «Голос» практически ежегодно фиксировало ухудшение ситуации с правами избирателей. К сожалению, именно президентские выборы все последние 24 года демонстрировали своего рода антистандарт проведения избирательных кампаний. Но никогда еще мы не видели президентской кампании, которая настолько не соответствовала бы конституционным стандартам. Читать полностью...


В Саратове провели одиночный пикет в память о Борисе Немцове

28 февраля, в Саратове у памятника Вавилову общественник Андрей Калашников провел одиночный пикет против введения цензуры в России. На пикете присутствовала корреспондент ИА «Свободные новости». Читать полностью...


Вечер памяти писателя Алексея Слаповского

18 января 2024 года в музее К.А. Федина прошел вечер памяти Алексея Слаповского (1957 – 2023). На вечере собрались друзья, коллеги, близкие люди, читатели и почитатели его таланта. Читать полностью...



Саратовские сторонники Дунцовой предложили включить в программу её партии «Рассвет» экономические реформы и справедливые суды

Политик Екатерина Дунцова, которой ЦИК отказала в регистрации в качестве кандидата в президенты, представила в Саратове партию «Рассвет», созданием которой занимается её команда. 16 февраля на встречу с ней в деловом центре «Спутник» пришли порядка 60 человек. Читать полностью...


На митинге в Саратове призвали перенести Столыпинский индустриальный парк

18 февраля в сквере на улице Грибова, одном из гайд-парков Саратова, состоялся митинг за перенос площадки строительства будущего Столыпинского индустриального парка. Читать полностью...







Невыдуманные истории от Ивана Дурдомова


Манифсет свободной гражданской журналистики


Информационно-аналитический портал «Богатей-онлайн»

Главный редактор - Свешников Александр Георгиевич.
Телефон: 8-903-383-74-68.
E-mail: gazetabogatey@yandex.ru

© Вся информация, представленная на сайте, защищена законом «Об авторском праве и смежных правах». При перепечатке и ином использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.

© Разработка сайта: Кирилл Панфилов, 2006


Информация о сайте


Красная кнопка



Пресс-релизы



Новостной дайджест




Информационные материалы

Свежий номер Архив номеров     Реклама на сайте

| К свежему номеру |

Фестиваль

Генрих Нейгауз: жить в искусстве

Светлана ТЕНЕТКО

Музыканты не только России, но и всего мира знают Генриха Нейгауза и относятся к нему с высочайшим почтением и уважением. В последние годы вышло собрание литературных, а по-другому их назвать не получается, сочинений Нейгауза об искусстве фортепианной игры, методические рекомендации, дневники и письма. Письма, благодаря которым и родилась программа «Генрих Нейгауз и жизни и в письмах», прошедшая в минувшую пятницу в Камерном зале Саратовской филармонии.

Так случилось, что вечер, посвященный Генриху Нейгаузу, прошел именно во время фестиваля имени великого маэстро, а вел его художественный руководитель филармонии, великолепный рассказчик Анатолий Катц. Остановившись довольно кратко на биографии пианиста, Анатолий Иосифович переходит к четвертому тому собрания сочинений, который он готовил к выпуску по просьбе Милицы Генриховны, дочери Генриха Нейгауза.

Невероятная эрудиция и знание литературы Генрихом Густавовичем проявляются в письмах к друзьям – Пастернаку, Асмусу и др. А легкая ирония, патологическая честность и искренность видны даже в протоколах Лубянских допросов. В начале войны Нейгауз был арестован и более восьми месяцев провел на Лубянке, где написал философский труд о том, как он относится к советской власти. Потом была ссылка в Свердловскую область, и только благодаря хлопотам учеников – Э. Гиллеса, С. Бендицкого и друзей, удается оставить его в Свердловске. Кстати, Семен Бендицкий был единственным из учеников Нейгауза, которому было разрешено называть учителя на «ты».

Но вернемся к четвертому тому (собранию писем). который открывается письмами к первой жене – Зинаиде Николаевой. И надо же такому случиться, что лучший друг в одно мгновение становится счастливым соперником в любви – Зинаида Николаева уходит к Борису Пастернаку. Тяжело переживая разрыв, Нейгауз много играет и пишет письма, в которых порой доходит до вершин патетики, но вдруг одной единственной фразой низводит все на «нет». Впоследствии Нейгауз и Пастернак, конечно же, помирились, поклявшись друг другу в вечной любви и дружбе. По-другому просто и быть не могло. Об одном из концертов, на котором Нейгауз играл свои импровизации, Пастернак напишет: «В состоянии непобежденной неудовлетворенности он бы себя не играл».

В багаже сыгранных произведений и композиторов у Нейгауза были все 48 прелюдий Баха, сонаты Бетховена, весь Скрябин. Причем играл Генрих Густавович так, что Святослав Рихтер, услышав пятую сонату Бетховена в его исполнении, дал зарок никогда не играть это произведение – потому что лучше Нейгауза сыграть он не сможет. И ведь не играл.

Если эпистолярное наследие Нейгауза довольно весомое, то видеозаписям повезло много меньше. И все же два видеосюжета – два «Листка из альбома» Шимановского и Скрябина – дали возможность увидеть удивительно мягкие руки пианиста, ласкающие клавиатуру рояля, и почувствовать на себе его взгляд, обращенный к зрителю, оставшийся на любительской съемке.

Добавил штрихи к портрету учителя своими воспоминаниями Альберт Тараканов, художественный руководитель Нейгаузовского фестиваля. Альберт Михайлович вспоминал как, попав в класс к Генриху Густавовичу, два месяца готовился, чтобы предстать перед ним в выгодном свете, и все никак не мог решиться прийти к маэстро. Молодой аспирант уже решил, что все пропало и можно паковать вещи и возвращаться домой. Но как-то раз на одном из выпускных концертов Нейгауз, проходя мимо Альберта Тараканова, наклонившись, тихо сказал: «Душечка, Вы, кажется, у меня учитесь. Заходите, пожалуйста». По словам Альберта Михайловича, у него просто от сердца отлегло. По признанию и Тараканова, и Катца, 29-й класс (класс Генриха Нейгауза) Московской консерватории был собранием знатоков, поскольку на занятиях у Нейгауза постоянно встречались архитектурные, литературные ассоциации, цитировались высказывания великих музыкантов.

Вечер, посвященный маэстро, не мог остаться без музыки – «Лунная соната» Бетховена в исполнении Альберта Тараканова стала своего рода завершением рассказа ученика об учителе. «Песни странствующих подмастерьев» Малера – одного из любимых композиторов Нейгауза – исполнила Екатерина Алабина (Санкт-Петербург), а в роли аккомпаниатора выступил Анатолий Катц. Хотя, по словам Анатолия Иосифовича, он не был учеником Нейгауза и играл маэстро, пожалуй, всего один раз. И все же однажды Генрих Густавович сказал о нем, что «Шопена он играть не умеет». С надеждой, что сейчас-то Шопена Анатолий Иосифович играть научился, он сел за рояль и продемонстрировал это умение искушенной публике.

Для многих этот вечер добавил новые краски в образ Нейгауза, рассказал о ранее неизвестном, дал возможность по-новому взглянут на маэстро.

 

Весь номер на одной странице

 

| На главную страницу |