| К свежему номеру |
Вернисаж Ворота в живописные инновации
Лана СОКОЛОВА В октябре, с 17-го по 28-е, художественное училище им. Боголюбова стало площадкой для выставочного проекта «Красные ворота», организованного к 255-летию учреждения Российской академии художеств и проходящего под девизом: «Традиция как путь к современности». Впервые межрегиональная академическая художественная выставка «Красные ворота» проходила в Саратове десять лет назад, в 2001 году, и прошла не только в нашем городе, но и в Казани, Чебоксарах, Нижнем Новгороде и Москве. Первый проект разрабатывался Радищевским музеем совместно с народным художником России А.В. Учаевым. Проект направлен на укрепление творческого взаимодействия Российской академии художеств с творческими союзами художников и художественными музеями Поволжья. Закончив работу в Саратове, «Красные ворота» отправятся в Тольятти и Казань, а завершатся, как и в первый раз, в Москве, где, вероятно, и будут подведены итоги.
Отличительной особенностью нынешней выставки, по мнению председателя Поволжского отделения Российской академии художеств, художника Константина Худякова, стал конкурс работ «Против течения».
«Это название не случайно, – считает Худяков. – Во-первых, выставка передвижная. Она начнется в Саратове и закончится в Москве, идет от устья к истокам. Во-вторых, заложен смысл некоего направления академического искусства, которое противится существующим тенденциям, зачастую вытаптывающим профессионализм, ремесленничество
и т. д. (…) Наш проект будет культивировать мастерство, ремесло, адекватность времени». Основная задача выставочного проекта – исследовать региональную ситуацию в искусстве Поволжья и актуализовать художественные практики, которые обращаются к классическим жанрам живописи, графики, скульптуры.
Органичным для Поволжья языком современности является реалистическое искусство, считают организаторы выставки. Классические формы искусства связаны с русской провинцией именно потому, что способны утверждать общечеловеческие смыслы универсальной культуры и сосуществовать с привычными формами жизни. Живая традиция искусства хранит завещанные предками ценности и одновременно заключает в себе колоссальную энергию переустройства. Утверждать традицию означает двигаться от устья к истокам, то есть против течения.
Конкурс пройдет по четырем номинациям, с соответствующим вручение наград, первая из которых уже определится в Саратове – премия Петрова-Водкина – за инновации в академическом искусстве. Тольяттинцы также вручат свою премию – имени Репина, за актуальность в академическом искусстве. В Казани будет вручена премия имени Н.И. Фешина «За пластические достоинства в академическом искусстве», и последняя – премия имени П.П. Чистякова «Лучшему художнику-педагогу», участнику выставки, и грант «Лучшему ученику» – в Москве.
В рамках каждой именной премии предусмотрено трехуровневое награждение и премирование лауреатов дипломами и грантами. Диплому I степени соответствует денежная премия в размере 150 тысяч рублей, диплому II степени – 100 тысяч рублей и диплому III степени –50 тысяч рублей. Грант «Лучшему ученику» также предполагает 3 степени премирования: 100 тысяч рублей, 70 тысяч рублей, 30 тысяч рублей соответственно. Помимо этого, лучшие работы будут отмечены Золотой и Серебряной медалями, дипломами Российской академии художеств и дипломами Творческого союза художников России.
Вернемся к выставке. Коридоры художки, а именно второй и третий этажи, которые были отданы под выставку, на наш взгляд, мало к этому приспособлены, вернее, даже не приспособлены совсем, но, видимо, другого места для «академиков» в городе не нашлось. Так что будем довольствоваться тем, что имеем.
На втором этаже разместились в основном местные живописцы. Поскольку работ много, остановимся лишь на некоторых. Карнаухов А.В. «Разбитое стекло», 2007 г. и «Ретро натюрморт», 2007 г. Буфетные полки с разбитым стеклом, сквозь которое видна незатейливая кухонная утварь и фрукты, керосинка, старый приемник – все это приобретает некое многомерность, стоит лишь посмотреть на картину под другим углом. Достигается это, скорее всего, тем, что краска положена большим слоем и из-за этого картина начинает «жить», каждый элемент в ней приобретает объем и как бы выходит из «картины», когда смотришь на нее под разными углами. У Карнаухова очень интересный стиль, скорее даже смешение стилей примитивизма и реализма; наверное, это можно назвать примитивный реализм или реальный примитивизм. Предметы и события весьма реальны, но выписаны примитивно, но с какой-то легкой ностальгией и даже легкой наивностью, чем, несомненно, привлекают внимание.
Триптих Таратухина С.К. «Сожженная лодка деда», 2008 г., «Мой дед», 2004 г., «Рождение Венеры», 2004 г. – именно в таком порядке они размещены на выставке и объединены одной историей. Вот что рассказал нам о своих работах автор. Первой картиной триптиха стала «Мой дед», второй – «Сожженная лодка» и третьей – «Рождение Венеры». Лодка, которую он не успел построить, и автор как бы виртуально ее построил для него. «Мой дед всю жизнь был рыбаком в селе Воскресенское, из семьи староверов, – рассказал художник. – С четырнадцати лет «в вЕслах», как он говорил. Лодка его стояла у горы, и кто-то сжег ее. Он, конечно, расстраивался, но, будучи уже больным человеком, все мечтал, что, мол, когда поправится, сделает новую лодку. К сожалению, этого не случилось, и вот я как бы сделал ему «виртуальную» лодку и назвал ее «Рождение Венеры».
Можно, конечно, упрекнуть дам в любви к цветочкам, но «Меланхолия», 2012 г. москвички Писаревой Л.А. заслуживает внимания. Композиция, свет, настроение – все передано в небольшом букете белых роз. Чего не скажешь о «Натюрморте с медным крабом», 2006 г. Ведерникова Б.А., и дело даже не подражании голландцам, а скорее всего, в не совсем удачной расположении композиции на холсте: фон как «черная дыра» «съедает» предметы, да и до блеска начищенная медь выглядит чрезмерно «вылизано» и аккуратненько.
Самое «вкусное», судя по всему, посетителям приготовили на третьем этаже, при условии, что они выдержат удар церетеливского «монументализма». Поскольку идея проекта принадлежит главному «монументалисту» Москву, то было бы странно не увидеть на выставке его работ. Поднявшись на этаж, чувствуешь себя лилипутом перед «Леной» и «Георгием» – так называются более чем двухметровые полотна Зураба Церетели (на фото). Сравнение с лилипутами как раз и напомнило веллеровского «Гулливера», речь в нем о грузинском мальчике, который очень хотел стать миниатюристом, но… стал монументалистом. Будучи уже весьма известным, он решил воплотить детскую мечту изваять Гулливера и поставить творение рук своих ни где-нибудь, а в порту английского города Бристоль. Только вот англичане, увидев макет панорамы Бристоля с выходящим из воды Гулливером в сотню метров, категорически сказали «нет». Гулливера переименовали в Колумба и попытались безуспешно пристроить то в Нью-Йорке, то в Генуе… От Гулливера-Петра отказался даже Петербург, и наконец, он нашел приют в Златоглавой.
Так вот, по совету Веллера, даже если попытаться мысленно уменьшить живописный шедевр до размеров если не тридцать сантиметров, то хотя бы полуметра, восхититься им так и не получилось. Поскольку изображение всколыхнуло детские воспоминания о грузинских народных сказках, в которых был весьма злобный и малоприятный персонаж – дэв. Он обычно делал всякие гадости и подлости положительным героям. Сложно вспомнить, как его там описывали, но вот «Лена» и «Георгий» чем-то напомнили мне того самого дэва.
Миновав двухметровых монстров, можно продолжить осмотр и найти несколько интересных работ: «Тригорская барышня», 2012 г. и «Зимние пруды», 2008 г. Ф.А. Саликова, «Баба Маша», 2011 г. Гамаюновой М.Г., триптих москвича Воронкова А.А. «Царствование Павла I», 1997 г. и AES+F «Пир Трималхиона» (панорама № 3 и Аллегория № 8 (Война миров), 2010 г. Если с «Царствованием Павла» все более или менее узнаваемо (все же российская история), то чтобы понять «Пир Трималхиона», пришлось залезть в закрома Интернета и освежить знания античной литературы. Хотя два полотна дают не полное представление о всей, видимо, довольно грандиозной работе, но тем не менее.
В «Сатириконе» Гая Петрония Арбитра, остроумца и меланхоличного лирика времен императора Нерона, лучше всего сохранилась глава о пире Трималхиона. Благодаря фантазии Петрония, имя Трималхиона стало символом богатства и роскоши, непомерного гурманства и разнузданных удовольствий вопреки краткости человеческого бытия.
«Пир Трималхиона» – интерпретация остроумного литературного произведения «Сатирикон» римского поэта Петрониуса. В античной версии пир, как воображал Трималхион, был идеальным празднованием его собственных похорон. Современная версия от AES+F изображает оргию консюмеризма, охватившую мир. Используемые цвета, чувство ритма и движение фигур в пространстве притягивают внимание. Со стороны это больше похоже на балет – движения моделей тягучие, плавные, как в замедленной съемке.
Атмосфера «Пира Трималхиона», с одной стороны, может вполне узнаваться как соединение отельных ритуалов leisure & pleasure (массаж, гольф, охота и т. п.). Но с другой стороны, слуги – не только заботливый обслуживающий персонал, но и участники оргий, они реализуют любые фантазии «господ» – от гастрономических до эротических, мазохистских и проч.
«Белая» каста – представители «золотого миллиарда» и гости современного Трималхиона – бизнесмены, светские дивы, богемные персонажи. Все они одеты исключительно в белое. «Черная» каста – слуги Трималхиона – молодые и сексуальные азиаты, африканцы и латиноамериканцы. Горничные, официанты, повара и охранники в традиционных униформах или этнических костюмах.
Надо сказать, что выставка оставляет двоякое впечатление. Наряду с сильными и интересными работами встречаются полотна, страдающие явным дурновкусием («Нимфа и кентавр»). Уж если как говорилось в положении о выставке «(…) в формате проекта будут представлены произведения художников академического направления: руководителей творческих мастерских РАХ, академиков, членов-корреспондентов Российской академии художеств Москвы и культурных центров Поволжья, а также произведения живописи, графики и скульптуры, рекомендованные выставкомами региональных и республиканских организаций Союза художников России и Творческого союза художников России…», то начинают терзать некоторые сомнения о том, что не все, видимо, ладно в «датском королевстве» живописи, если на «академическом» уровне выдаются такие «шедевры».
Хотя, сколько людей – столько и мнений, вполне вероятно, что многим выставка и понравится. С другой стороны – где еще в одном проекте увидишь и сможешь сравнить настоящее ремесло и «инновации» в академическом искусстве.
Весь номер на одной странице
|