Богатей. Вся информация для достойной жизни

Почта

Поиск на сайте

Книга отзывов

ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ


№ 40 (370) от 19.10.2006

 

Осеннее обострение вокруг свободы слова (Александр КРУТОВ)

Последний звонок для прессы (Александр СВЕШНИКОВ)

Линии горячие, а трубы холодные (Андрей ЗЕМАНИН)

Убийца не маньяк (Александр СВЕШНИКОВ)

Да и просто хотелось пожить… (Наталья ЛЕВЕНЕЦ)

Декада жестокости (Александр СОРОКИН)

Лагутенко — на снос (Александр СОРОКИН)

Социальная ипотека — «лагутенкам» (Антон ВАСИЛЬЧУК)

Разговоры без тепла (Маргарита СПИРИЧЕВА)

Миллион, утонувший в сточной канаве (Наталья МАУС)

Мы верим: нас слышат (Александр СОРОКИН)

Пенсионерка и менты (Александр КРУТОВ)

В поисках «мертвых душ» (Александр СВЕШНИКОВ)

Мозговой шторм (Татьяна СЕРОВА)

Светлое будущее первого блина (Ирина КАБАНОВА)

Чипсы под Чайковского (Записала Ирина КАБАНОВА)

Уважаемые посетители сайта!

Информационно-аналитический портал «Богатей-онлайн» является логическим продолжением издающейся с 1997 года газеты «Богатей», сохраняя нумерацию печатного издания и периодичность выпусков.


На острие событий



«Знаете, каким он парнем был..?» Знаем, знаем – вот таким!

Кто-то с трёх раз отгадает, что это за «мужик в пинджаке» запечатлён на этом снимке? Мало того, он запечатлён ещё и в бронзе, и стоит на Набережной Космонавтов, где космонавтами и не пахнет». Читать полностью...



35 лет назад прошли первые и последние безальтернативные (без одобрения властей) выборы

26 марта 1989 года состоялись выборы народных депутатов Союза ССР, первые выборы высшего органа власти Советского Союза, на которых избирателям впервые предоставлялся выбор между несколькими кандидатами в депутаты. Впервые в Союзе ССР происходило публичное обсуждение различных предвыборных программ (в том числе и на теледебатах). Читать полностью...


Итоги выборов. Кто дольше продержится: власть или народ?

Друзья, главный вопрос: как же так получилось? Почему Путин и олигархический режим в очередной раз победили в России. Кто-то скажет: нарушения, грязная политика. Безусловно, всё это важно и имеет место быть, но только лишь этим ограничиваться неправильно и не позволит нам увидеть ситуацию объективно. Читать полностью...


Заявление «Голоса» по итогам наблюдения на выборах президента 2024

Движение «Голос» практически ежегодно фиксировало ухудшение ситуации с правами избирателей. К сожалению, именно президентские выборы все последние 24 года демонстрировали своего рода антистандарт проведения избирательных кампаний. Но никогда еще мы не видели президентской кампании, которая настолько не соответствовала бы конституционным стандартам. Читать полностью...


В Саратове провели одиночный пикет в память о Борисе Немцове

28 февраля, в Саратове у памятника Вавилову общественник Андрей Калашников провел одиночный пикет против введения цензуры в России. На пикете присутствовала корреспондент ИА «Свободные новости». Читать полностью...


Вечер памяти писателя Алексея Слаповского

18 января 2024 года в музее К.А. Федина прошел вечер памяти Алексея Слаповского (1957 – 2023). На вечере собрались друзья, коллеги, близкие люди, читатели и почитатели его таланта. Читать полностью...



Саратовские сторонники Дунцовой предложили включить в программу её партии «Рассвет» экономические реформы и справедливые суды

Политик Екатерина Дунцова, которой ЦИК отказала в регистрации в качестве кандидата в президенты, представила в Саратове партию «Рассвет», созданием которой занимается её команда. 16 февраля на встречу с ней в деловом центре «Спутник» пришли порядка 60 человек. Читать полностью...


На митинге в Саратове призвали перенести Столыпинский индустриальный парк

18 февраля в сквере на улице Грибова, одном из гайд-парков Саратова, состоялся митинг за перенос площадки строительства будущего Столыпинского индустриального парка. Читать полностью...







Невыдуманные истории от Ивана Дурдомова


Манифсет свободной гражданской журналистики


Информационно-аналитический портал «Богатей-онлайн»

Главный редактор - Свешников Александр Георгиевич.
Телефон: 8-903-383-74-68.
E-mail: gazetabogatey@yandex.ru

© Вся информация, представленная на сайте, защищена законом «Об авторском праве и смежных правах». При перепечатке и ином использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.

© Разработка сайта: Кирилл Панфилов, 2006


Информация о сайте


Красная кнопка



Пресс-релизы



Новостной дайджест




Информационные материалы

Свежий номер Архив номеров     Реклама на сайте

| К свежему номеру |

Книжная Полка

«Я как Пушкин — смотрю телевизо»

Анна САФРОНОВА

Как отличить поэта от графомана? Двадцать лет назад было просто: читатель открывал книгу и видел -- поэт: «морозы» и «розы» рифмуются, текст соответствует генеральной линии. А если не рифмуется и не соответствует -- читатель книгу не увидит. Прошло двадцать лет, генеральная линия упразднена, рифма не требуется. Появились независимые издатели, не стало массового читателя, и тиражи вместо сотен тысяч стали исчисляться десятками экземпляров. Изощренный читатель под микроскопом рассматривает малотиражное издание, решая, покупать или не покупать этого поэта или графомана?

Московское издательство Владимира Орлова вот уже не первый год выпускает книги в серии «Культурный слой». Как правило, это поэзия, которая находится на некой важной дистанции от поэзии традиционной, очевидной, высокорейтинговой и, в силу этой очевидности, популярной или хотя бы пребывающей, что называется, на слуху у публики.

Марка «Культурного слоя» сориентирована на принципиально иные тексты и иных авторов, считающихся странными, маргинальными и необычными. Книги издаются небольшими тиражами, однако сам их регулярный выход -- знаковое явление, попытка раздвинуть привычные рамки и если не нарушить застывшую иерархию (гении -- таланты -- середняки -- графоманы), то хотя бы ее поколебать. Очень любопытной в этой связи выглядит недавно выпущенная в рамках названной серии книга стихов Анатолия Маковского «Чемодан».

Об авторе составитель этой книги Иван Ахметьев сообщил немного: родился в 1933 году, во время войны оказался в Германии, после нее -- в детдоме под Иркутском. Служил в армии, учился на мехмате МГУ, работал в Новосибирске. С 1992 года после смерти матери жил в Киеве, откуда наезжал в Москву. «В августе 1995 года в последний раз уехал в Киев…» -- так, не называя самого слова, Ахметьев говорит о смерти Маковского. Далее -- что-то вроде попытки вписать Маковского «в контекст»: «В Москве 60-х примыкал к кругу Леонида Иоффе -- Евгения Сабурова. В Новосибирске с 1966 принимал активное участие в неофициальной литературной жизни. Ему многим обязаны Иван Овчинников и Александр Денисенко. Его высоко ценил Евгений Харитонов. Первая книга вышла в Новосибирске в 1992 г. Эта небольшая книжка представляет позднее творчество выдающегося русского поэта».

В «Комментариях» Ахметьев тоже не побаловал читателя информацией (это, конечно, не упрек) -- они занимают несколько строчек. Среди них есть столь трогательные, о которых просто не могу не упомянуть. Например, у Маковского фигурирует персонаж -- «один ублюдок», он же «пехотный моряк», «Вий», «один талант». Иван Ахметьев дает деликатный «исчерпывающий» комментарий: «одно московское лицо», поясняет он, и все.

Книгу Маковского нельзя просто так перелистывать, выдергивая взглядом фрагменты. Потому что может показаться: какая-то отпетая графомания. «…Оградившие Русь от -- Запада, / Где морали давно закат. / Развращают нас кинозалы, / Голливуда десант за кадром». Что еще за рифмованная пропаганда? Однако все совершенно не так. Маковский просто не скован никакими условностями. Это абсолютная детскость, позволяющая не задумываться над правильностью образа: «Я как Пушкин -- смотрю телевизор…».

Сквозная тема книжки -- дорога, вокзалы, украденный чемодан с «культурой» (стихами Маковского): «Обокрали меня, извините! / Нет, я сам виноват -- подпил… / И оставил чемодан, стихи -- излишество, -- / Как оставил Буратино Шекспир». «Какой Шекспир, причем тут Буратино?» -- скажет привыкший к гладкописи читатель и будет глубоко неправ.

Всякий поэт (конечно, не всякий) вроде бы должен покушаться на самоопределение: ежели судьба трагическая, то вроде как изволь объяснить или хотя бы намекнуть читателю, отчего не вписался в так называемый контекст эпохи. А тут уж схем готовых столько, что читатель и сам, в случае чего, подобрать подходящую сможет.

А у Маковского… Самое драматическое стихотворение -- не о роковой краже чемодана «с культурой» на Брянском вокзале, а об утрате тележки:

…И в пути я совсем загнулся,

На вокзалах валялся всех,

С чемоданами полз, как гусеница.

Выручала немножко тележка.

И сочувствовали мне люди,

А особенно -- один старик.

Я не знал, что он выпить любит.

Как барашек тележка стоит.

Помню кадр только: вроде цыгане

Или -- кто-то… не знаю кто.

И двенадцать зеленых поганых,

Что копил, развернул, как игрок.

В вытрезвителе -- все еще думал,

Что вернут мне тележку, вернут…

Металлический, последний друг мой,

Будем помнить ее в раю!

Пережил… С Танею созвонился…

Может -- друг один в Сибири спасет…

Ты, Москва, будешь духом нищей,

Пусть в сирени Брянск доцветет.

(«На Охотном -- схожу неохотно…»)

В общем, мне симпатична изящная сдержанность Владимира Орлова и Ивана Ахметьева, не снабдивших издание каким-либо аналитическим послесловием-предисловием. Формальные параллели напрашиваются, в том числе и саратовские (Ярыгин, Ханьжов), но тут же и отпадают. Маковский как-то вопиюще нелитературен, и не вызывает желания немедленно его каталогизировать.

И вот при этой самой вопиющей нелитературности -- такой факт: на страницах 60-страничного сборничка поминаются имена: Шекспир, Пушкин, Мандельштам, Солженицын, Есенин, Лермонтов, ссылка на некий рассказ писателя Валерия Перфильева, Вергилий, Дант, Рильке, Окуджава, Владимир Тучков, поэты Алексей Пахомов и Петр Степанов («крупнейший сибирский поэт моей эпохи» --- поясняет Маковский), Высоцкий (многократно), Маяковский, Чехов, Гаршин… Позволю себе бессовестно выдернуть из контекста цитату: «Но вижу время я вдали: забудут Бродских или Приговых, / И -- много всякой шушеры» («День победы»). Одно из стихотворений Маковского называется «Проханов и Чехов» (!). Плюс художники, музыканты, философы. Оставлю это удовольствие читателю -- понять, по какому рецепту смешивает Маковский свой «культурный» коктейль.

Закончу неисчерпаемый разговор просто строчкой из Маковского -- одной из самых-самых: «Он был немного удивлен, меня вокруг себя увидев…».

 

Весь номер на одной странице

 

| На главную страницу |