Богатей. Вся информация для достойной жизни

Почта

Поиск на сайте

Книга отзывов

ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ


№ 1 (515) от 14.01.2010

 

Новогодние сны Сомова (Илья МАКСИМОВ)

Награды – лучшим из своих (Информационно-аналитический отдел Саратовской областной думы)

Самоуправляемся (Вячеслав МЕРКУЛОВ)

Протоколы судейских мудрецов (Леонид БЕССАРАБОВ)

Новогодние поздравления президенту (Юрий ЧЕРНЫШОВ)

Конечно, извивается... Но не демократия (Александр НИКИТИН)

Рост зарплат не вернется в 2010 году (Пресс-служба ИГСО)

Год совка (Валерия НОВОДВОРСКАЯ (www.ej.ru))

Останется ли Устав города Саратова зонтиком для жулья (Городской наблюдатель)

C чего начинается рынок (Сергей ПЕРЕПЕЧЕНОВ)

За реальную защиту бизнеса (Леонид ШУМАХЕР)

Социальный капитал (Михаил ГАНЗИН)

«Вторая волна» придет не из США (Пресс-служба ИГСО)

Новогодний экстрим по-русски (Юрий ЧЕРНЫШОВ)

Гордый призыв к свободе, к свету (Александр ДМИТРИЕВ)

И смех, и слезы, и любовь … по-французски (Екатерина БОГДАНОВА)

Раздача «Золотых Арлекинов» состоялась (Виктория САТЧЕНКО)

Дорога в сказку (Екатерина БОГДАНОВА)

Доживем до Интернета (Иван ДУРДОМОВ)

Уважаемые посетители сайта!

Информационно-аналитический портал «Богатей-онлайн» является логическим продолжением издающейся с 1997 года газеты «Богатей», сохраняя нумерацию печатного издания и периодичность выпусков.


На острие событий



«Знаете, каким он парнем был..?» Знаем, знаем – вот таким!

Кто-то с трёх раз отгадает, что это за «мужик в пинджаке» запечатлён на этом снимке? Мало того, он запечатлён ещё и в бронзе, и стоит на Набережной Космонавтов, где космонавтами и не пахнет». Читать полностью...



35 лет назад прошли первые и последние безальтернативные (без одобрения властей) выборы

26 марта 1989 года состоялись выборы народных депутатов Союза ССР, первые выборы высшего органа власти Советского Союза, на которых избирателям впервые предоставлялся выбор между несколькими кандидатами в депутаты. Впервые в Союзе ССР происходило публичное обсуждение различных предвыборных программ (в том числе и на теледебатах). Читать полностью...


Итоги выборов. Кто дольше продержится: власть или народ?

Друзья, главный вопрос: как же так получилось? Почему Путин и олигархический режим в очередной раз победили в России. Кто-то скажет: нарушения, грязная политика. Безусловно, всё это важно и имеет место быть, но только лишь этим ограничиваться неправильно и не позволит нам увидеть ситуацию объективно. Читать полностью...


Заявление «Голоса» по итогам наблюдения на выборах президента 2024

Движение «Голос» практически ежегодно фиксировало ухудшение ситуации с правами избирателей. К сожалению, именно президентские выборы все последние 24 года демонстрировали своего рода антистандарт проведения избирательных кампаний. Но никогда еще мы не видели президентской кампании, которая настолько не соответствовала бы конституционным стандартам. Читать полностью...


В Саратове провели одиночный пикет в память о Борисе Немцове

28 февраля, в Саратове у памятника Вавилову общественник Андрей Калашников провел одиночный пикет против введения цензуры в России. На пикете присутствовала корреспондент ИА «Свободные новости». Читать полностью...


Вечер памяти писателя Алексея Слаповского

18 января 2024 года в музее К.А. Федина прошел вечер памяти Алексея Слаповского (1957 – 2023). На вечере собрались друзья, коллеги, близкие люди, читатели и почитатели его таланта. Читать полностью...



Саратовские сторонники Дунцовой предложили включить в программу её партии «Рассвет» экономические реформы и справедливые суды

Политик Екатерина Дунцова, которой ЦИК отказала в регистрации в качестве кандидата в президенты, представила в Саратове партию «Рассвет», созданием которой занимается её команда. 16 февраля на встречу с ней в деловом центре «Спутник» пришли порядка 60 человек. Читать полностью...


На митинге в Саратове призвали перенести Столыпинский индустриальный парк

18 февраля в сквере на улице Грибова, одном из гайд-парков Саратова, состоялся митинг за перенос площадки строительства будущего Столыпинского индустриального парка. Читать полностью...







Невыдуманные истории от Ивана Дурдомова


Манифсет свободной гражданской журналистики


Информационно-аналитический портал «Богатей-онлайн»

Главный редактор - Свешников Александр Георгиевич.
Телефон: 8-903-383-74-68.
E-mail: gazetabogatey@yandex.ru

© Вся информация, представленная на сайте, защищена законом «Об авторском праве и смежных правах». При перепечатке и ином использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.

© Разработка сайта: Кирилл Панфилов, 2006


Информация о сайте


Красная кнопка



Пресс-релизы



Новостной дайджест




Информационные материалы

Свежий номер Архив номеров     Реклама на сайте

| К свежему номеру |

Вернисаж

Соцреализм: «pro» и «contra»

Александр ДАВИДЕНКО

«Термин «социалистический реализм» и в России, и за границей пока употребляют весьма приблизительно. Кроме филиппик по поводу его ангажированности, порочности и несостоятельности или же соцартистского спекулятивного глумления, ничего вразумительного по поводу доктрины, игравшей существенную роль в художественной жизни огромной страны на протяжении более полувека, не сказано. Миф старательно развенчивают, не осмыслив вполне» (М. Герман «Модернизм»).

Этот период действительно сложен для понимания взаимоотношений художника и государства. Если в те годы официальное искусствознание часто осуждало отступников и уклонистов от «правильного» реализма за формализм, то сегодня иные позволяют себе с той же однозначностью обрушивать критику на головы «правоверных», обеляя ранее гонимых. Оба этих подхода, в основе которых большевистская нетерпимость, неточны, идеологизированны, а потому дают ложное представление об искусстве 30 – 50-х годов.

Конечно, правильные рассуждения и утверждения присутствуют в «доказательствах» с обеих сторон, но в них также много умолчаний и искажений понятий. Прежде всего надо уяснить, что для любого государства идеология и инструменты для ее распространения всегда были важны. Для привлечения народных масс, получения их поддержки необходимы обещания «лучшего завтра» (помимо реальных дел, но часто и вместо них). Мифы (социальные проекты, планы модернизаций и т. д.) являются важнейшей составляющей широкомасштабной агитации, а искусство – прекрасный проводник таких идей.

Наилучшей формой живописного переживания социальной утопии (а идея построения коммунизма и была таковой) явился салонный академизм. Эта форма была не только хорошо понятна широким массам, но (в отличие, например, от неопримитивизма) создавала ощущение сакральности изображенного ввиду иллюзии реальности, при всей ее надуманности и фантастичности. Именно благодаря этим качествам государство использовало привычный реализм, поддержав художников подобного толка.

Но такая ситуация в СССР не являлась уникальной. Можно напомнить об искусстве Германии 30-х годов (об этой параллели СССР – Германия в последнее время многое убедительно сказано). Более того, в США в это же время расцветал свой вариант реализма – реджионализм, помогавший воспитывать патриотизм и любовь к их «родным осинам». А посмотрите на искусство фашистской Италии: пластический язык – псевдофутуристический, с ломкой формы, использованием условностей на грани абстракции (портреты Муссолини вполне кубистичны, со смелым дроблением плоскостей). Это говорит о том, что тоталитарный режим можно восхвалять и в самых «авангардных» терминах. Не пластическая лексика определяет политическую, этическую и иную ущербность, а носитель этой лексики – художник, человек.

Представляется интересной мысль о сопоставлении соцреализма с интеллектуально изощренными зарубежными «реализмами» – метафизическим, магическим (де Кирико, Казароти, Э. Хоппер и др.), порожденных идеями З. Фрейда о подсознательном. «Да, подсознание и идеология – совсем не одно и то же. Но вторая говорит на языке первого, а первое тоскует по ней... Магический реализм западных художников 30-х годов или современный ему советский соцреализм – это не такой реализм, который сам собой разумеется. То реализм в условном наклонении» (А. Якимович «Реализмы ХХ века»).

Романтическое представление о мире, основанное на иллюзорности воспринимаемого, как, например, и экспрессионистское (через боль, ужас, тоску), эмоционально подпитываются из общего источника. Это психическая реакция экзальтированного сознания, но имеющая разные векторы, разные окраски: оптимистическое и пессимистическое, светлое и темное, жизнеутверждающее и обреченное. Вера в идеалы, в счастливое настоящее и еще лучшее будущее была столь сильна, что ее не смогла разрушить жестокая реальность (поколебать – да, но искались оправдания и этому). «В романтическом образе предметные значения вещей очищались от прозаизма будничной жизни и возводились на пьедестал пафосом преображения» (В. Манин). Это сказано о пейзажах К. Богаевского, но вполне приложимо и к живописному изображению художниками социальных утопий.

В России произошла некоторая консервация определенного языка искусства (не только в живописи), поддержанного на государственном уровне. Общая закрытость страны затрудняла просачивание извне модернистских идей (впрочем, и это было относительно: в 30-х годах работали за границей Р. Фальк и А. Дейнека, в Россию приезжал А. Марке...). Все это создавало серьезные трудности для «иного» искусства. Трудности серьезные, но преодолимые, т. к. даже реалистическая живопись не сводилась исключительно к государственному салону. Многие художники отдавали «Кесарю – кесарево, а Богу – богово».

Сейчас в музее имени Радищева, в рамках подготовки к его 125-летию, проходит выставка «Два лика времени» (Советское искусство 1930-1950-х годов), на которой представлены работы не только из наших фондов, но и Русского музея и Третьяковской галереи. Выставка довольно любопытна: можно «в живую» познакомиться со многими известными по многочисленным репродукциям картинами. Но подбор экспонатов вызывает некоторое недоумение, которое проходит после знакомства с пресс-релизом. Становится понятна идеологическая заостренность проекта.

Если быть объективным, то придется признать, что «шедевров», даже не мирового уровня, здесь нет. Есть профессионально крепкие, отличающиеся теми или иными достоинствами, добротно сделанные работы как из колонны «соцреалистического» искусства, так и, якобы, противостоящей ему. А есть и довольно слабые (по тем или иным причинам), и просто рядовые. Примеров «неудач», конечно же, больше у «официальных» художников. Но дело здесь вовсе не в системном отсутствии у них таланта. Это уже репрезентативный фокус, позволяющий проиллюстрировать заранее продекларированную идею.

Конечно, композиция у Г. Ряжского («Подруги. 1947 г.») нарочита, позы персонажей случайны, колорит грубый, цвет не согласован – «кричит». Можно подумать, что это и есть образчик соцреализма, если не знать такие его работы, как «Делегатка. 1927 г.» или «Председательница. 1928 г.». Другое дело, что конформизм может привести к саморазрушению творческого потенциала (что, видимо, и произошло с Г. Ряжским). Но это бывает далеко не всегда, да и увлеченность идеей нередко становится искренней, является проявлением социального романтизма.

Примерами бездарной помпезности и низкой художественной культуры являются показанные на выставке «Песнь о победе. 1948 г.» М. Тоидзе (этакий бурлеск на тему «Фрины» Г. Семирадского), «Обмен опытом. 1951 г.» П. Богачева, «Ложа ударников. 1934 г.» О. Яновской (образы мертвы, композиция рваная, но цвет хорош, – обучение во Франции не прошло даром), «Сталин на 16-м партийном съезде. 1930-е гг.» А. Герасимова (это большой эскиз, поэтому трудно судить о достоинствах или недостатках будущей работы).

(Продолжение следует)

 

Весь номер на одной странице

 

| На главную страницу |