Богатей. Вся информация для достойной жизни

Почта

Поиск на сайте

Книга отзывов

ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ


№ 48 (278) от 23 декабря 2004 года

 

Спасибо, до свидания (Сергей ЛЮБИМОВ)

Губернатором будет варяг? (Соб. инф)

К нам приехал полковник (Александр КРУТОВ)

Уволен старейший директор (Александр КРУТОВ)

Дурнова посадили на имущество (Александр КРУТОВ)

Прокуратура нашла виновного (Сергей ЛЮБИМОВ)

“Скай нэт" взят на абордаж (Сергей НИКОЛАЕВ)

В Саратове вербуют рабов (Сергей ЛЮБИМОВ)

Как избирать в районах? (Александр КРУТОВ)

Почему рассердился и. о. (Соб. инф)

Ресурсы или отходы? (Александр КРУТОВ)

Хоровод вокруг Аяцкова (Александр КРУТОВ)

Чёрные времена для промышленников (Маргарита СПИРИЧЕВА)

Никакой цензуры — один произвол (Александр СВЕШНИКОВ)

Как объединялась оппозиция (Александр СВЕШНИКОВ)

Какой-никакой... (Виктор СТЕПАНЫЧЕВ)

3. Накануне катастрофы (Денис КРЕЛЕНКО)

Сражения, изменившие ход истории (Константин КРАШЕНИННИКОВ)

Игры — дело серьёзное (Константин КРАШЕНИННИКОВ)

Найдётся всё (Кирилл ПАНФИЛОВ)

Ёлочка на окне (Илья КИБКАЛО)

Песни заядлых вампиров (Кирилл БИТЛОВ)

Осколки (Елена НАЛИМОВА)

Кошмарное удовольствие (Ирина КАБАНОВА)

Александр, варвар из Голливуда (Елена НАЛИМОВА)

Mortir II For Ever (Виктор ГЕЙМЕРОВ)

Уважаемые посетители сайта!

Информационно-аналитический портал «Богатей-онлайн» является логическим продолжением издающейся с 1997 года газеты «Богатей», сохраняя нумерацию печатного издания и периодичность выпусков.


На острие событий



«Знаете, каким он парнем был..?» Знаем, знаем – вот таким!

Кто-то с трёх раз отгадает, что это за «мужик в пинджаке» запечатлён на этом снимке? Мало того, он запечатлён ещё и в бронзе, и стоит на Набережной Космонавтов, где космонавтами и не пахнет». Читать полностью...



35 лет назад прошли первые и последние безальтернативные (без одобрения властей) выборы

26 марта 1989 года состоялись выборы народных депутатов Союза ССР, первые выборы высшего органа власти Советского Союза, на которых избирателям впервые предоставлялся выбор между несколькими кандидатами в депутаты. Впервые в Союзе ССР происходило публичное обсуждение различных предвыборных программ (в том числе и на теледебатах). Читать полностью...


Итоги выборов. Кто дольше продержится: власть или народ?

Друзья, главный вопрос: как же так получилось? Почему Путин и олигархический режим в очередной раз победили в России. Кто-то скажет: нарушения, грязная политика. Безусловно, всё это важно и имеет место быть, но только лишь этим ограничиваться неправильно и не позволит нам увидеть ситуацию объективно. Читать полностью...


Заявление «Голоса» по итогам наблюдения на выборах президента 2024

Движение «Голос» практически ежегодно фиксировало ухудшение ситуации с правами избирателей. К сожалению, именно президентские выборы все последние 24 года демонстрировали своего рода антистандарт проведения избирательных кампаний. Но никогда еще мы не видели президентской кампании, которая настолько не соответствовала бы конституционным стандартам. Читать полностью...


В Саратове провели одиночный пикет в память о Борисе Немцове

28 февраля, в Саратове у памятника Вавилову общественник Андрей Калашников провел одиночный пикет против введения цензуры в России. На пикете присутствовала корреспондент ИА «Свободные новости». Читать полностью...


Вечер памяти писателя Алексея Слаповского

18 января 2024 года в музее К.А. Федина прошел вечер памяти Алексея Слаповского (1957 – 2023). На вечере собрались друзья, коллеги, близкие люди, читатели и почитатели его таланта. Читать полностью...



Саратовские сторонники Дунцовой предложили включить в программу её партии «Рассвет» экономические реформы и справедливые суды

Политик Екатерина Дунцова, которой ЦИК отказала в регистрации в качестве кандидата в президенты, представила в Саратове партию «Рассвет», созданием которой занимается её команда. 16 февраля на встречу с ней в деловом центре «Спутник» пришли порядка 60 человек. Читать полностью...


На митинге в Саратове призвали перенести Столыпинский индустриальный парк

18 февраля в сквере на улице Грибова, одном из гайд-парков Саратова, состоялся митинг за перенос площадки строительства будущего Столыпинского индустриального парка. Читать полностью...







Невыдуманные истории от Ивана Дурдомова


Манифсет свободной гражданской журналистики


Информационно-аналитический портал «Богатей-онлайн»

Главный редактор - Свешников Александр Георгиевич.
Телефон: 8-903-383-74-68.
E-mail: gazetabogatey@yandex.ru

© Вся информация, представленная на сайте, защищена законом «Об авторском праве и смежных правах». При перепечатке и ином использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.

© Разработка сайта: Кирилл Панфилов, 2006


Информация о сайте


Красная кнопка



Пресс-релизы



Новостной дайджест




Информационные материалы

Свежий номер Архив номеров     Реклама на сайте

| К свежему номеру |

ХудСовет

Поэзия частного или образность типичного?

Александр ДАВИДЕНКО

Если подняться на третий этаж музея им. Радищева, то, оказавшись на юбилейной выставке саратовского художника Р. Лавриненко, можно получить удовольствие от многочисленных пейзажей, написанных автором за последние 5-6 лет.

Живописные произведения для художника сродни дневнику, в который он записывает свои самые сокровенные чувства, мысли, переживания. Просматривая "дневники" Р. Лавриненко, обращаешь внимание на очень характерную черту: сдержанность в проявлении чувств, своеобразный суровый мужской интимизм. В выборе сюжетов видны определенные эмоциональные предпочтения. Наиболее близкое ему по характеру, а потому и самое удачное, — это изображение природы в состоянии покоя, а также его начального пробуждения, или легкой дремы. Этому способствует достаточно скупая цветовая палитра. Эмоциональное переживание художника, отображенное в его пейзажах, колеблется в незначительных пределах от легкого минора, ощущения светлой грусти и приятной печали, до умеренного мажора, оптимистичной, но не очень уверенной надежды.

Замедление жизненных процессов, состояние анабиоза, в котором находится природа, хорошо передано в картине "Зима. Иней. 2004". Свинцовая поверхность почти неподвижной речки и застылость заснеженных деревьев подчеркивают статичность композиции. Работа "Зимой у речки. 2004" оживлена некоторой сюжетностью, появившейся после введения в пейзаж человеческих фигур, занятых своими обычными делами. Воздушная среда отсутствует, и лесной массив на заднем плане столь же четок и осязаем, как и частично замерзшая река в центре или детали переднего плана. Колорит сдержан и, в то же время, выразителен. Так же интересен этюд "Холодная весна. 2002". Длинные мазки краски светло-серого цвета, местами разбеленные, создают впечатление волнообразных сугробов, покрытых плотной тонкой корочкой льда, образованного подтаявшим от весеннего тепла снегом. Выразительна группа красивых в своей наготе озябших деревьев, буровато-серого цвета с охристыми на фоне хмурого неба, ветками. Скрытое эмоциональное напряжение чувствуется в очень хорошем пейзаже "Осенние ветлы. 2004". В нем утверждается мощная доминанта старого дерева, возвышающегося над своими более молодыми и стройными собратьями. Дерево, прожившее долгую жизнь, повидавшее многое, своими темными, сложнопереплетенными ветвями создающее красивый декоративный узор и занимающее господствующее место на плоскости холста, воспринимается прямо-таки метафорически.

Как-то особняком от подавляющего большинства работ стоит картина "После грозы. 2004". Форсированная цветность, звучные краски, ощущение некоторой фантастичности сюжета со сказочной избушкой на пригорке, изумрудным лугом, языческими деревьями и облаками, шифрующими некое предзнаменование, создают очень мажорную по своему общему состоянию работу, в которой прочитывается ассоциативная связь с творчеством А. Куинджи, А. Васнецова, Н. Крымова и даже романтического А. Рылова. Работа очень декоративна по живописи, оптимистична, наполнена чувством радости и открытой влюбленности, когда преувеличения естественны и даже необходимы.

К сожалению, далеко не все представленные работы удачны, а творчество Р. Лавриненко в целом (в пределах рассматриваемого периода) не столь однозначно. Прежде всего, создается впечатление, что понятие художественной правды зачастую подменяется понятием бытовой правды, правды натуры, что приводит к неразрешимой в большинстве случаев проблеме художественного обобщения. Пейзажи часто лишены характерности и типичности, создающей глубокую образность произведения. Возможно, это происходит из-за стремления к чистой "фиксативности", когда для художника важнее и ближе частный факт, наблюдаемый в природе и реализуемый живописными средствами, а не само явление. Допускаю, что к этому примешивается и нежелание в полной мере использовать прием художественного преображения натуры, тактичного, но зачастую необходимого для преодоления нелепых частностей. Подобный подход к живописанию может объяснить обилие мелкотемья и художественных прозаизмов. Живописное переживание конкретного пейзажа без попытки обобщения образа дает частный результат, который ограничивается и исчерпывается им самим. Губительные результаты этого видны в ряде работ, которые можно было бы назвать очень удачными, если бы не эта прямолинейная концепция строгого соответствия натуре. Так, изображая уголок природы ("Морозный день. 2003"), Р. Лавриненко не решился "вырубить", или укоротить центральную группу деревьев, поэтому они продолжают стоять, соответствуя натуре, но композиция и общее впечатление загублено. Подобный результат имеем и в работе "Осень. Пошли дожди. 2002", где при плоскостном построении изображения протяженная и массивная группа деревьев переднего плана перегружает центр и убивает хороший, в целом, пейзаж с великолепно прописанным небом, буквально пропитанным влагой и изливающим холодные потоки воды на осеннюю землю и Волгу. Примером таких пейзажных "частностей" являются: "Май над Волгой. 2003", "Сады цветут", "Осень у Семеновского острова. 2004" и др.

Надо заметить, что в творчестве Р. Лавриненко все же прижилась определенная образность, но это, скорее, антихудожественная образность. Речь идет об огромном количестве салонных произведений конъюнктурного толка. По здравом рассуждении, в периоды экономического упадка или стагнации серьезные работы не пользуются успехом на массовом потребительском рынке. В результате, появляются эмоционально-пустые, но театрально-величественные и легко узнаваемые сюжеты. Эксплуатируется непритязательность художественного вкуса, помноженная на упрощенное понимание национальных символов потенциального заказчика. Возникают пейзажи, примитивная видовая панорамность которых, подменяющая художественное обобщение, видимо, должна вызывать ощущение грандиозных российских просторов ("Октябрь на Волге. 1999", "Хвалынские просторы. 2003", "Гроза уходит. 2003" и др.). Как ни странно, они не производят впечатления (в художественном смысле, конечно), величия и неохватности российских пространств. И это несмотря на обязательно высокое небо, широко разлившуюся Волгу, огромные лесные и степные массивы. Вся грандиозность задуманного оборачивается банальной повествовательностью, выраженной на своеобразном "арго". Пейзажные образы не глубоки, а декоративно — иллюстративны. Эпичность подобных произведений надуманна, неискренна, а потому ложна. Даже определенная "красивость" этих работ слишком мелкая и пресная. В конечном счете, все это является умышленным потаканием эстетически неразвитому рынку массовой культуры.

Сталинский тезис "простота и понятность" как основная цель искусства вновь возрождается в наши дни стараниями многочисленных художников. Но если раньше диктатор самолично определял политику в области культуры и тоталитарными методами проводил ее в жизнь, то сегодня этот лозунг подхвачен нуворишами, эстетическое развитие которых остановилось на уровне блатных песен; тем не менее они оказывают влияние на финансовое положение людей искусства. Теперь не физическое насилие, а боязнь нищеты загоняет многих деятелей культуры в болото эстетической пошлости и вульгаризмов.

 

Весь номер на одной странице

 

| На главную страницу |