Богатей. Вся информация для достойной жизни

Почта

Поиск на сайте

Книга отзывов

ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ


№ 12 (614) от 12.04.2012

 

Неделя пускания мыльных пузырей (Юрий ЧЕРНЫШОВ)

Уважаемые лидеры и сторонники оппозиционных партий! (Виталий ПАВЛОВ, руководитель регионального отделения партии народной свободы «За Россию без произвола и коррупции», 8 апреля 2012 года)

«ЯБЛОКО» предлагает дело (Юрий ЧЕРНЫШОВ)

И встречаться чаще, и приходить тысячами (Юрий ЛЕОНИДОВ)

Губительное терпение (Ксения БАТУЗОВА По материалам отдела информации и общественных связей ГУ МВД по Саратовской области)

Мотылек, наколотый на булавку (Лана СОКОЛОВА)

Судебная мантия – не сюртук лакея (А.Д. НИКИТИН, председатель СПЦ «Солидарность»)

Слияние церкви и государства (Андрей РАХМИЛОВИЧ www.grani.ru)

Амнезия отступила: демонтаж все-таки был (Виктория САТЧЕНКО)

Капремонт – за свой счет?! (Подготовил Сергей ПЕРЕПЕЧЕНОВ)

Заявление XVII конференции Саратовского РО РОДП «ЯБЛОКО» (8 апреля 2012 года)

Зарплату – каждые полмесяца (Пресс-служба Государственной инспекции труда в Саратовской области)

Осторожно, скимминг! (Информация предоставлена ГУ Банка России по Саратовской области)

День открытых дверей (С. П. РАДЧЕНКО, и. о. начальника инспекции Советник государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса)

Отставка Павла Ипатова (Сергей ЗАРАКОВСКИЙ)

Радаев обещает ликвидировать госдолг (Информационно-аналитический отдел Саратовской областной думы)

Общество и право: по понятиям или по законам? (В.Я. МАЧ)

Заявление о консолидации демократических сил Саратовской области в преддверии перевыборов Саратовской областной думы (XXVII конференция Саратовского регионального отделения Российской объединенной демократической партии «ЯБЛОКО», 8 апреля 2012 года)

Обращение к правительству Саратовской области по вопросам поддержки институтов гражданского общества (XXVII конференция Саратовского регионального отделения Российской объединенной демократической партии «ЯБЛОКО», 8 апреля 2012 года)

«Волга – родина талантов»

«Буря...» вызвала словоизвержение (В. БОРОДИНА)

На Земле все в порядке (Виктор БИРЮЛИН)

Уважаемые посетители сайта!

Информационно-аналитический портал «Богатей-онлайн» является логическим продолжением издающейся с 1997 года газеты «Богатей», сохраняя нумерацию печатного издания и периодичность выпусков.


На острие событий



«Знаете, каким он парнем был..?» Знаем, знаем – вот таким!

Кто-то с трёх раз отгадает, что это за «мужик в пинджаке» запечатлён на этом снимке? Мало того, он запечатлён ещё и в бронзе, и стоит на Набережной Космонавтов, где космонавтами и не пахнет». Читать полностью...



35 лет назад прошли первые и последние безальтернативные (без одобрения властей) выборы

26 марта 1989 года состоялись выборы народных депутатов Союза ССР, первые выборы высшего органа власти Советского Союза, на которых избирателям впервые предоставлялся выбор между несколькими кандидатами в депутаты. Впервые в Союзе ССР происходило публичное обсуждение различных предвыборных программ (в том числе и на теледебатах). Читать полностью...


Итоги выборов. Кто дольше продержится: власть или народ?

Друзья, главный вопрос: как же так получилось? Почему Путин и олигархический режим в очередной раз победили в России. Кто-то скажет: нарушения, грязная политика. Безусловно, всё это важно и имеет место быть, но только лишь этим ограничиваться неправильно и не позволит нам увидеть ситуацию объективно. Читать полностью...


Заявление «Голоса» по итогам наблюдения на выборах президента 2024

Движение «Голос» практически ежегодно фиксировало ухудшение ситуации с правами избирателей. К сожалению, именно президентские выборы все последние 24 года демонстрировали своего рода антистандарт проведения избирательных кампаний. Но никогда еще мы не видели президентской кампании, которая настолько не соответствовала бы конституционным стандартам. Читать полностью...


В Саратове провели одиночный пикет в память о Борисе Немцове

28 февраля, в Саратове у памятника Вавилову общественник Андрей Калашников провел одиночный пикет против введения цензуры в России. На пикете присутствовала корреспондент ИА «Свободные новости». Читать полностью...


Вечер памяти писателя Алексея Слаповского

18 января 2024 года в музее К.А. Федина прошел вечер памяти Алексея Слаповского (1957 – 2023). На вечере собрались друзья, коллеги, близкие люди, читатели и почитатели его таланта. Читать полностью...



Саратовские сторонники Дунцовой предложили включить в программу её партии «Рассвет» экономические реформы и справедливые суды

Политик Екатерина Дунцова, которой ЦИК отказала в регистрации в качестве кандидата в президенты, представила в Саратове партию «Рассвет», созданием которой занимается её команда. 16 февраля на встречу с ней в деловом центре «Спутник» пришли порядка 60 человек. Читать полностью...


На митинге в Саратове призвали перенести Столыпинский индустриальный парк

18 февраля в сквере на улице Грибова, одном из гайд-парков Саратова, состоялся митинг за перенос площадки строительства будущего Столыпинского индустриального парка. Читать полностью...







Невыдуманные истории от Ивана Дурдомова


Манифсет свободной гражданской журналистики


Информационно-аналитический портал «Богатей-онлайн»

Главный редактор - Свешников Александр Георгиевич.
Телефон: 8-903-383-74-68.
E-mail: gazetabogatey@yandex.ru

© Вся информация, представленная на сайте, защищена законом «Об авторском праве и смежных правах». При перепечатке и ином использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.

© Разработка сайта: Кирилл Панфилов, 2006


Информация о сайте


Красная кнопка



Пресс-релизы



Новостной дайджест




Информационные материалы

Свежий номер Архив номеров     Реклама на сайте

| К свежему номеру |

Худсовет

«Солнечный» жанр

Светлана ТЕНЕТКО

Авторской программой Валентины Агафоновой «Хелло, оперетта, виват, мюзикл» завершился филармонический цикл «Музыка и театр» этого сезона. К моменту выхода программа претерпела некоторые изменения и перед зрителями предстала лишь первая часть «Хелло, оперетта».

Оказалось, что роскошных оперетт так много и все хотелось показать или напомнить искушенному в этом жанре зрителю. Уложиться в стандартные полтора часа со всем этим музыкальным великолепием просто не представлялось возможным, поэтому вторая часть – «Виват, мюзикл» – превратилась в отдельную программу, которой и откроется цикл «Музыка и театр» в новом сезоне.

Оперетту не совсем заслуженно причисляют к «легкому» жанру. Хотя, если мы вспомним известные классические оперетты, то обнаружим, что музыка к ним была написана весьма «солидными» композиторами – примеры тому «Летучая мышь» и «Цыганский барон» «короля вальсов» Иоганна Штрауса, «Разбойники», «Перикола», «Прекрасная Елена» основоположника жанра Жака Оффенбаха (Якоб Эбершт), «Джудитта» и Веселая вдова» Франца Легара и, наконец, оперетта «номер один» – «Сильва» Имре Кальмана – основателя венгерской оперетты.

Итак, год 1855, который можно назвать годом рождения жанра оперетты. Жак Оффенбах открывает маленький театр, который называется «Буфф-Паризьен», и ставит там целый ряд небольших оперетт. Благодаря достоинствам музыки, актерам и либреттистам постановки имеют большой успех. Оперетты Оффенбаха носят сатирический характер на современное французское общество. Композитор становится ниспровергателем устоев: античные боги, мифологические герои разговаривают на жаргоне парижских бульваров, танцуют неистовый канкан – все это было весьма необычно, но в то же время во всем этом парижское общество узнавало себя. Весь Париж напевает мелодии Оффенбаха. Его музыка неистощима по мелодической щедрости и ритмической изобретательности, в ней видны отголоски французского городского фольклора, парижских шансонье, популярных в то время галопа и кадрили. Уильям Теккерей сказал о композиторе: «Если в сегодняшнем французском театре что-нибудь имеет будущее, то это Оффенбах».

Увы, сейчас, пожалуй, немногие вспомнят его «Периколу». Хотя слова одной из арий: «Какой обед нам подавали, каким вином нас угощали, уж я его пила, пила…», думается, знакомы многим. И напомнила их гостям вечера Мария Шевченко (меццо-сопрано), сыграла, очень точно передав настроение своей героини, находящейся слегка навеселе. Кстати, Перикола – вполне реальный персонаж, выведенный Мериме в «Карете святых даров», положенной в основу оперетты.

«Король вальса» Иоганн Штраус обращается к жанру оперетты чуть позже, после встречи с Оффенбахом, и выступает как создатель, скорее, танцевальной оперетты – целиком подвластной стихии танца и в первую очередь венского вальса. Оперетта «Летучая мышь» явилась блестящим тому подтверждением, она по сей день не сходит с театральной сцены и пользуется любовью и популярностью у самой широкой аудитории. В «Летучей мыши» танец становится средством воплощения любой ситуации – от мелодраматической до чисто комедийной. Здесь «вытанцовывается» все: брызжущее веселье и поддельные слезы; мнимый испуг и забавные вспышки гнева. Не случайно вечер «Хелло, оперетта» начался со сцены бала у графа Орловского.

Последний шедевр Штрауса – оперетта «Цыганский барон», ознаменовала новую веху в истории оперетты. Если предыдущие оперетты Штрауса в определенной мере следовали парижским традициям Оффенбаха, то теперь он создал новый тип спектакля – лирическую оперетту, близкую к лирической музыкальной драме. В ней комедийному началу уже отводится подчиненная роль, а на первое место выдвигается музыкальное воплощение нежных и трогательных чувств.

Франц Легар – еще один композитор, прославивший оперетту. Начиная писать оперетту, Легар признавался, что не имел понятия о том, как это надо делать, но именно это позволило создать ему свой собственный стиль, который не имеет ни прямых предшественников, ни приемников. Либреттист Пауль Кнеплер писал: «Существуют три вида музыкальной драмы: опера, оперетта и Легар».

Мировую славу Легару принесла представленная в конце 1905 года оперетта «Веселая вдова», премьера которой состоялась на сцене венского театра «Ан дер Вин», а за дирижерским пультом стоял сам Легар. Успех был грандиозным. Зрители вызывали на «бис» многие номера, а в финале устроили шумную нескончаемую овацию. Спектакль пользовался бешеной популярностью не только в Вене, но и в Гамбурге, Берлине, Париже, Лондоне, России, Америке.

Хотя, все могло сложиться и по другому, история связанная с «рождением» «Веселой вдовы» чем-то даже напоминает оперетточный сюжет. Первоначальный контракт на музыку к этой оперетте был у Рихарда Хойбергера, но результаты не понравились дирекции, и контракт был передан Легару. Однако и с его вариантом возникли проблемы. Говорят, что прослушав первые такты музыки, директора театра заткнули уши и закричали, что это не музыка, а признак банкротства. Мол, где тут Вена? Поющая, смеющаяся, чувствительная Вена, которую привыкли видеть и слышать зрители в каждой оперетте? Легару даже предложили 5000 крон отступного, если он откажется от контракта. Но актеры театра, которым оперетта очень понравилась, поддержали молодого автора.

Имре Кальман – первое, что приходит на ум, когда мы слышим имя этого композитора – «Сильва». Кальмана можно с полным право назвать основоположником венгерской оперетты, хотя часто и его, и Легара называют композиторами неовенской оперетты.

В опереттах Кальмана, как, впрочем, и во всех опереттах правит любовь. В его опереттах мы видим и разорившихся аристократов, и неравные браки – «Сильва», «Принцесса цирка», «Баядера», «Фиалка Монмартра». Сами пьесы часто по художественным достоинствам уступают музыке, пожалуй, трудно представить «Принцессу цирка» на сцене театра без музыки Кальмана, которая, порой, не просто облагораживает, но и «спасает» произведение. Достаточно вспомнить дуэт Сильвы (Евгения Каплун) и Эдвина (Артур Мухаметдинов) или арию мистера Икс, которую почти по-Отсовски показал баритон Владимир Троценко.

Музыка Легара вовлекает слушателя постепенно, томно, она загадочна, таинственна пленительна. Легар считал, что шутливая оперетта не представляет интереса для публики его времени, и признавался, что автором музыкальных комедий никогда не мог бы быть. «Моя цель – облагородить оперетту, – писал композитор. – Зритель должен переживать, а не смотреть и слушать откровенные глупости…». Считается, что Легар принес в оперетту слезы. Кальман же, наоборот, захватывает сразу своей солнечностью и оптимизмом и, увы, на этой оптимистичной ноте завершает период расцвета венской оперетты.

Как мы видим, оперетта – не такой уж и легкий жанр, как кажется. Это достаточно серьезная музыка, требующая серьезной подготовки и она вовсе не простая и не примитивная. Доказательство тому служит премьера оперетты Легара «Джудитта» в Венской опере в 34 году. Билеты на этот спектакль продавались по «цене Карузо» и были раскуплены задолго до премьеры.

Музыка оперетты очень богата, в ней много жизни и солнца. Наверное, именно поэтому оперетту называют «солнечным» жанром.

Рассказ об оперетте был бы не полон без самой оперетты: музыки, арий, дуэтов, которые блестяще показали и сыграли солисты филармонии – молодые, красивые с «богатыми» голосами, они подарили гостям вечера удивительное наслаждение знакомыми, а порой, и забытыми произведениями классической оперетты.

Для постоянных зрителей цикла «Музыка и театр» стал уже привычным «дуэт» музыковеда Валентины Агафоновой и пианистки Ирины Соколовой. Этот творческий тандем создает настоящие спектакли из музыки и слова. Литературная оставляющая Агафоновой подкрепляется не только великолепной игрой Соколовой, но и ее работой с солистами, благодаря чему программам, как сказали бы раньше, можно присвоить «Знак качества».

 

Весь номер на одной странице

 

| На главную страницу |