| К свежему номеру |
Худсовет «Солнечный» жанр
Светлана ТЕНЕТКО Авторской программой Валентины Агафоновой «Хелло, оперетта, виват, мюзикл» завершился филармонический цикл «Музыка и театр» этого сезона. К моменту выхода программа претерпела некоторые изменения и перед зрителями предстала лишь первая часть «Хелло, оперетта». Оказалось, что роскошных оперетт так много и все хотелось показать или напомнить искушенному в этом жанре зрителю. Уложиться в стандартные полтора часа со всем этим музыкальным великолепием просто не представлялось возможным, поэтому вторая часть – «Виват, мюзикл» – превратилась в отдельную программу, которой и откроется цикл «Музыка и театр» в новом сезоне.
Оперетту не совсем заслуженно причисляют к «легкому» жанру. Хотя, если мы вспомним известные классические оперетты, то обнаружим, что музыка к ним была написана весьма «солидными» композиторами – примеры тому «Летучая мышь» и «Цыганский барон» «короля вальсов» Иоганна Штрауса, «Разбойники», «Перикола», «Прекрасная Елена» основоположника жанра Жака Оффенбаха (Якоб Эбершт), «Джудитта» и Веселая вдова» Франца Легара и, наконец, оперетта «номер один» – «Сильва» Имре Кальмана – основателя венгерской оперетты.
Итак, год 1855, который можно назвать годом рождения жанра оперетты. Жак Оффенбах открывает маленький театр, который называется «Буфф-Паризьен», и ставит там целый ряд небольших оперетт. Благодаря достоинствам музыки, актерам и либреттистам постановки имеют большой успех. Оперетты Оффенбаха носят сатирический характер на современное французское общество. Композитор становится ниспровергателем устоев: античные боги, мифологические герои разговаривают на жаргоне парижских бульваров, танцуют неистовый канкан – все это было весьма необычно, но в то же время во всем этом парижское общество узнавало себя. Весь Париж напевает мелодии Оффенбаха. Его музыка неистощима по мелодической щедрости и ритмической изобретательности, в ней видны отголоски французского городского фольклора, парижских шансонье, популярных в то время галопа и кадрили. Уильям Теккерей сказал о композиторе: «Если в сегодняшнем французском театре что-нибудь имеет будущее, то это Оффенбах».
Увы, сейчас, пожалуй, немногие вспомнят его «Периколу». Хотя слова одной из арий: «Какой обед нам подавали, каким вином нас угощали, уж я его пила, пила…», думается, знакомы многим. И напомнила их гостям вечера Мария Шевченко (меццо-сопрано), сыграла, очень точно передав настроение своей героини, находящейся слегка навеселе. Кстати, Перикола – вполне реальный персонаж, выведенный Мериме в «Карете святых даров», положенной в основу оперетты.
«Король вальса» Иоганн Штраус обращается к жанру оперетты чуть позже, после встречи с Оффенбахом, и выступает как создатель, скорее, танцевальной оперетты – целиком подвластной стихии танца и в первую очередь венского вальса. Оперетта «Летучая мышь» явилась блестящим тому подтверждением, она по сей день не сходит с театральной сцены и пользуется любовью и популярностью у самой широкой аудитории. В «Летучей мыши» танец становится средством воплощения любой ситуации – от мелодраматической до чисто комедийной. Здесь «вытанцовывается» все: брызжущее веселье и поддельные слезы; мнимый испуг и забавные вспышки гнева. Не случайно вечер «Хелло, оперетта» начался со сцены бала у графа Орловского.
Последний шедевр Штрауса – оперетта «Цыганский барон», ознаменовала новую веху в истории оперетты. Если предыдущие оперетты Штрауса в определенной мере следовали парижским традициям Оффенбаха, то теперь он создал новый тип спектакля – лирическую оперетту, близкую к лирической музыкальной драме. В ней комедийному началу уже отводится подчиненная роль, а на первое место выдвигается музыкальное воплощение нежных и трогательных чувств.
Франц Легар – еще один композитор, прославивший оперетту. Начиная писать оперетту, Легар признавался, что не имел понятия о том, как это надо делать, но именно это позволило создать ему свой собственный стиль, который не имеет ни прямых предшественников, ни приемников. Либреттист Пауль Кнеплер писал: «Существуют три вида музыкальной драмы: опера, оперетта и Легар».
Мировую славу Легару принесла представленная в конце 1905 года оперетта «Веселая вдова», премьера которой состоялась на сцене венского театра «Ан дер Вин», а за дирижерским пультом стоял сам Легар. Успех был грандиозным. Зрители вызывали на «бис» многие номера, а в финале устроили шумную нескончаемую овацию. Спектакль пользовался бешеной популярностью не только в Вене, но и в Гамбурге, Берлине, Париже, Лондоне, России, Америке.
Хотя, все могло сложиться и по другому, история связанная с «рождением» «Веселой вдовы» чем-то даже напоминает оперетточный сюжет. Первоначальный контракт на музыку к этой оперетте был у Рихарда Хойбергера, но результаты не понравились дирекции, и контракт был передан Легару. Однако и с его вариантом возникли проблемы. Говорят, что прослушав первые такты музыки, директора театра заткнули уши и закричали, что это не музыка, а признак банкротства. Мол, где тут Вена? Поющая, смеющаяся, чувствительная Вена, которую привыкли видеть и слышать зрители в каждой оперетте? Легару даже предложили 5000 крон отступного, если он откажется от контракта. Но актеры театра, которым оперетта очень понравилась, поддержали молодого автора.
Имре Кальман – первое, что приходит на ум, когда мы слышим имя этого композитора – «Сильва». Кальмана можно с полным право назвать основоположником венгерской оперетты, хотя часто и его, и Легара называют композиторами неовенской оперетты.
В опереттах Кальмана, как, впрочем, и во всех опереттах правит любовь. В его опереттах мы видим и разорившихся аристократов, и неравные браки – «Сильва», «Принцесса цирка», «Баядера», «Фиалка Монмартра». Сами пьесы часто по художественным достоинствам уступают музыке, пожалуй, трудно представить «Принцессу цирка» на сцене театра без музыки Кальмана, которая, порой, не просто облагораживает, но и «спасает» произведение. Достаточно вспомнить дуэт Сильвы (Евгения Каплун) и Эдвина (Артур Мухаметдинов) или арию мистера Икс, которую почти по-Отсовски показал баритон Владимир Троценко.
Музыка Легара вовлекает слушателя постепенно, томно, она загадочна, таинственна пленительна. Легар считал, что шутливая оперетта не представляет интереса для публики его времени, и признавался, что автором музыкальных комедий никогда не мог бы быть. «Моя цель – облагородить оперетту, – писал композитор. – Зритель должен переживать, а не смотреть и слушать откровенные глупости…». Считается, что Легар принес в оперетту слезы. Кальман же, наоборот, захватывает сразу своей солнечностью и оптимизмом и, увы, на этой оптимистичной ноте завершает период расцвета венской оперетты.
Как мы видим, оперетта – не такой уж и легкий жанр, как кажется. Это достаточно серьезная музыка, требующая серьезной подготовки и она вовсе не простая и не примитивная. Доказательство тому служит премьера оперетты Легара «Джудитта» в Венской опере в 34 году. Билеты на этот спектакль продавались по «цене Карузо» и были раскуплены задолго до премьеры.
Музыка оперетты очень богата, в ней много жизни и солнца. Наверное, именно поэтому оперетту называют «солнечным» жанром.
Рассказ об оперетте был бы не полон без самой оперетты: музыки, арий, дуэтов, которые блестяще показали и сыграли солисты филармонии – молодые, красивые с «богатыми» голосами, они подарили гостям вечера удивительное наслаждение знакомыми, а порой, и забытыми произведениями классической оперетты.
Для постоянных зрителей цикла «Музыка и театр» стал уже привычным «дуэт» музыковеда Валентины Агафоновой и пианистки Ирины Соколовой. Этот творческий тандем создает настоящие спектакли из музыки и слова. Литературная оставляющая Агафоновой подкрепляется не только великолепной игрой Соколовой, но и ее работой с солистами, благодаря чему программам, как сказали бы раньше, можно присвоить «Знак качества».
Весь номер на одной странице
|