| К свежему номеру |
Худсовет На острие клыка и когтя
Анатолий СВЕТИКОВ Снова в нашем городе с программой «Мир цирка» Росгосцирк и Цирк Ю. Никулина. «Мир цирка» – третья программа 138-го сезона Саратовского цирка и новый проект тандема Росгосцирк и Цирк Ю. Никулина. В каждой программе есть номер – гвоздь программы. Таким, несомненно, стал аттракцион дрессировщиков Багдасаровых «Уссурийские тигры». Премьера программы состоялась 3 февраля, представления продлятся весь февраль Перед премьерой, как водится, в цирк была приглашена пишущая и снимающая пресса. Пресс-конференции перед новой программой обычно сводятся к небольшому вступлению директора цирка Ивана Кузьмина, прогону или репетиции программы и встрече с артистами ведущих номеров. И в этот раз никаких изменений в общении с прессой не произошло.
В программе, на мой взгляд, как никогда, много номеров с животными, не считая главного блюда – тигриного шоу. Поклонники дрессуры не будут разочарованы. Из знакомых номеров в программе остались, пожалуй, только еноты-носухи Александра Долгаева. Компанию этим экзотам составили шоу аргентинских попугаев с малышом белоголового сипа (Татьяна и Александр Долгаевы), обезьянки и пудели Ольги Ван-Ю-Ли и Сергея Стрелецкого.
Как старых знакомых, встретили саратовцы «Мэджик-шоу» Виктории Хиль и Николая Спиры. Многие ТВ-программы сейчас рассказывают о том, как создаются иллюзии и развенчивают представление «наивного» зрителя о сотворении чуда на арене. И все же, прекрасно понимая, что номер создается при помощи специального оборудования и все, что предстает перед зрителями, не более, чем отлаженная работа артистов, ощущение маленького чуда все же присутствует. Во всяком случае, вопрос: «А как они это делают?», думается, зададут не только дети, но и взрослые.
Говоря о гимнастах на полотнах, мы чаще имеем в виду все же прекрасную половину цирка всего человечества. По-другому позволил взглянуть на работу на полотнах Максим Романов. Каких-то сложных схем закручивания в номере мы не увидели; наверное, это более типично для женских номеров. Сложные акробатические элементы в четко выстроенной сюжетной линии номера сделали его ярким и зрелищным.
Адреналиновым аперитивом перед «коронным» номером стали эквилибристы на наклонной мачте – Роман и Юрий Кириленко и Юлия Киптикова.
Номера с хищниками всегда привлекают внимание публики, наверное, изначально заложенным элементом опасности. Не стоит забывать, что даже у милейших пуделей, забавных обезьянок и прочей живности есть когти, клювы и зубы, которыми они кусают и царапают. И все же ситуация – человек в клетке с хищниками – воспринимается нами как более опасная; видимо, размер все же имеет значение.
На манеже Багдасаровы работают с семью тиграми, из них лишь одна – кошка. Временами кажется, что Артур намеренно дразнит тигров, показывая их звериную, хищную сущность. Брат и сестра как бы поделили амплуа доброго и злого полицейских. Амплуа «злого полицейского» достается Артуру, Карина же – наоборот, успокаивает не в меру разошедшихся «детишек».
Богдасаровым кажется, что если животные на манеж выходят спокойные, как диванные кошки, зритель вряд ли проникнется тем, что это хищники и работать с ними опасно и порой – даже страшно. Хотя по тому, как свободно Артур переставляет на арене тумбы, готовит реквизит к следующему трюку, кажется, что тигры тут вообще не при чем – лежат себе на барьере большие полосатые кошки. На самом деле это лишь видимость безопасности. И совершенно не важно, сидишь ли ты в первом ряду или в последнем, напряжение чувствуется всюду – назовите это адреналином, если угодно.
В номере Багдасаровых есть эпизод, который, с точки зрения дрессировщиков хищников все времен и народов, можно назвать грубейшей ошибкой – артисты поворачиваются к хищникам спиной. Более того, Артур собирает в кружок всех тигров и усаживает их вокруг себя. Выглядит зрелищно и безумно страшно.
Если вспомнить, к тому же, эпизод шестилетней давности, когда на глазах почтеннейшей публики Артура Богдасарова подрал тигр – то ли поохотиться решил, то ли в дурном расположении духа пребывал. Последствие ошибки – «когда тебя жрут» – Богдасаров испытал, можно сказать, на собственной шкуре. «Сначала было очень сложно, мы работали с опаской. Мы вообще другие были, потому что приходилось постоянно контролировать ситуацию», – рассказал журналистам Артур. Первое время после инцидента, по словам Карины, оба его участника держали «военный нейтралитет». Потом время прошло и, по мнению Артура, как в любой экстремальной профессии, человек либо возвращается в нее, либо уходит. Что заставляет вернуться, вряд ли кто-то сможет объяснить. Возможно, это то что называют фанатичной преданностью делу. «В цирке сейчас работают только фанатики своего дела, – считает Артур, – а сейчас, когда «заканчиваются» династии, таких фанатиков практически нет». Раньше дети знали, что если у них родители работают в цирке, то мыслей выбрать другую профессию не было вообще. «Мы играли в цирк с братом, а нашим детям интереснее компьютер», – немного сожалеет Карина. «Мы больше боялись папу, чем тигров», – вспоминает Артур. «Мы были очень похожи на тигров, мы были полосатые», – продолжает сестра.
Местная пресса не оставила без внимания участие дрессировщиков в проекте «Цирк со звездами», участие в фильме «Охотники за бриллиантами», встрече с экстрасенсами, гастролях. Не остались без внимания и четвероногие артисты. Помимо семи взрослых тигров, работающих в номере, у Багдасаровых подрастает молодняк, который, вполне возможно, в нашем городе впервые выйдет на арену. Конечно, не работать, а знакомиться с полосатыми мэтрами арены.
Дивертисментная программа Цирка Ю. Никулина смотрится не затянуто, при том, что одно отделение составляет практически вся программа, второе – отдано полностью под аттракцион Багдасаровых. Программа сильная и действительно достойна выходить под брендом Цирка Юрия Никулина.
Весь номер на одной странице
|