Богатей. Вся информация для достойной жизни

Почта

Поиск на сайте

Книга отзывов

ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ


№ 9 (567) от 17.03.2011

 

Коррупция и реальность: миф и воровство (www.socialday.ru)

«Нет приличных слов по этому поводу» (Юрий ЧЕРНЫШОВ)

Выборы глазами «случайного» наблюдателя (Елена КРОВЯКОВА)

Итоги выборов

Осторожно – дети! (Ксения БАТУЗОВА)

«Полезные» цветочки (Группа информации и общественных связей УФСКН России по Саратовской области)

Лысенко – саратовский Ходорковский (Петр КАШИН)

Политические дворники

Кавказский тупик (www. nemtsov.ru)

Обреченность на бронзовение (Юрий ЧЕРНЫШОВ)

Стройиндустрия Саратова: итоги и перспективы (Татьяна РАЙС)

Еще о раскрытии информации (Татьяна РАЗЖИМАЛИНА)

Против переплат за холодную воду (СРО ВПП «Единая Россия»)

Долги за электроэнергию УК г. Энгельса (Наталья ЕЛГАЗИНА)

Заложники барака (Виктория САТЧЕНКО)

В Саратове создана Антикоррупционная коалиция (ИА «Взгляд-инфо» www.vzsar.ru)

Крушение социализма было неизбежно (Юрий ЕПАНЧИН)

Дом кино. Эпизод 2: «Спаситель» (Светлана ТЕНЕТКО)

«Чудо» не одноразового использования (Екатерина БОГДАНОВА)

Cаратов теряет уникальный театр

Положение о проведении открытого областного конкурса поэтических работ «Музыка слова»

«Природа, послушная мысли и чувствам» (Татьяна РАЙС)

Цирковая классика (Лана СОКОЛОВА)

Уважаемые посетители сайта!

Информационно-аналитический портал «Богатей-онлайн» является логическим продолжением издающейся с 1997 года газеты «Богатей», сохраняя нумерацию печатного издания и периодичность выпусков.


На острие событий



«Знаете, каким он парнем был..?» Знаем, знаем – вот таким!

Кто-то с трёх раз отгадает, что это за «мужик в пинджаке» запечатлён на этом снимке? Мало того, он запечатлён ещё и в бронзе, и стоит на Набережной Космонавтов, где космонавтами и не пахнет». Читать полностью...



35 лет назад прошли первые и последние безальтернативные (без одобрения властей) выборы

26 марта 1989 года состоялись выборы народных депутатов Союза ССР, первые выборы высшего органа власти Советского Союза, на которых избирателям впервые предоставлялся выбор между несколькими кандидатами в депутаты. Впервые в Союзе ССР происходило публичное обсуждение различных предвыборных программ (в том числе и на теледебатах). Читать полностью...


Итоги выборов. Кто дольше продержится: власть или народ?

Друзья, главный вопрос: как же так получилось? Почему Путин и олигархический режим в очередной раз победили в России. Кто-то скажет: нарушения, грязная политика. Безусловно, всё это важно и имеет место быть, но только лишь этим ограничиваться неправильно и не позволит нам увидеть ситуацию объективно. Читать полностью...


Заявление «Голоса» по итогам наблюдения на выборах президента 2024

Движение «Голос» практически ежегодно фиксировало ухудшение ситуации с правами избирателей. К сожалению, именно президентские выборы все последние 24 года демонстрировали своего рода антистандарт проведения избирательных кампаний. Но никогда еще мы не видели президентской кампании, которая настолько не соответствовала бы конституционным стандартам. Читать полностью...


В Саратове провели одиночный пикет в память о Борисе Немцове

28 февраля, в Саратове у памятника Вавилову общественник Андрей Калашников провел одиночный пикет против введения цензуры в России. На пикете присутствовала корреспондент ИА «Свободные новости». Читать полностью...


Вечер памяти писателя Алексея Слаповского

18 января 2024 года в музее К.А. Федина прошел вечер памяти Алексея Слаповского (1957 – 2023). На вечере собрались друзья, коллеги, близкие люди, читатели и почитатели его таланта. Читать полностью...



Саратовские сторонники Дунцовой предложили включить в программу её партии «Рассвет» экономические реформы и справедливые суды

Политик Екатерина Дунцова, которой ЦИК отказала в регистрации в качестве кандидата в президенты, представила в Саратове партию «Рассвет», созданием которой занимается её команда. 16 февраля на встречу с ней в деловом центре «Спутник» пришли порядка 60 человек. Читать полностью...


На митинге в Саратове призвали перенести Столыпинский индустриальный парк

18 февраля в сквере на улице Грибова, одном из гайд-парков Саратова, состоялся митинг за перенос площадки строительства будущего Столыпинского индустриального парка. Читать полностью...







Невыдуманные истории от Ивана Дурдомова


Манифсет свободной гражданской журналистики


Информационно-аналитический портал «Богатей-онлайн»

Главный редактор - Свешников Александр Георгиевич.
Телефон: 8-903-383-74-68.
E-mail: gazetabogatey@yandex.ru

© Вся информация, представленная на сайте, защищена законом «Об авторском праве и смежных правах». При перепечатке и ином использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.

© Разработка сайта: Кирилл Панфилов, 2006


Информация о сайте


Красная кнопка



Пресс-релизы



Новостной дайджест




Информационные материалы

Свежий номер Архив номеров     Реклама на сайте

| К свежему номеру |

Вернисаж

Триумф гобелена

Александр ДАВИДЕНКО

Областная выставка молодых художников «Мы молоды» открылась в залах Союза художников и явилась продолжением (а в чем-то и повторением) экспозиции ноября 2010 года: работы, вернувшиеся с выставки в Саранске и показанные ранее, дополнены работами, недавно прибывшими из Москвы.

Надежды на реабилитацию «секции живописи» оказались частично оправданными. Частично – так как зритель становится свидетелем тотального торжества гобелена, подавляющего все остальное и цветовой мощью, и формотворческой раскованностью. На этом фоне бледно и архаично, например, выглядят «фотографии в масле» А. Солдатенко. Ценителям подобных работ советую посетить его выставку в Доме работников искусства, где можно проследить, как менялись у него живописные приемы: от экспериментов в духе то Н. Крымова, то А. Куинджи, то русских импрессионистов (в студенческие годы), к доходчивому пластическому языку времен «до Поленова», которым он пользуется и сейчас. При этом надо оговориться (на это обратили внимание многие): небо А. Солдатенко изображает с особым чувством, оно им переживается гораздо более эмоционально, нежели все остальное (например, водная стихия ему никак не удается).

Не выдерживают сравнения с гобеленами маложивописные, а то и вовсе не живописные работы Ф. Саликова и А. Гвоздю. У первого «Моя улица» – это раскрашенный рисунок с претензией на акварельность, но цвет – тусклый, а не мягкий, рисунок вялый, а не легкий, большие куски – пустые, а не с выразительной недосказанностью, – все это в целом и объясняет неудачу, при вполне благородном намерении. Кстати, у Ф. Саликова в столице был хороший по живописи пейзаж «Весенние краски», но в саратовской экспозиции его нет.

У А. Гвоздю продолжается борьба линии и цвета, в которой всегда побеждает линия. Иногда случаются исключения (например, «11 октября»), но «Восточные орнаменты» все ставят на свои места: имитация гобелена, при жесткой графичности, при противоречивом соединении незавершенной плоскостности и недовыявленной объемности и при почти полном отсутствии цвета, может быть, могли вызвать какие-то сомнения в оправданности претензий, но только не рядом с настоящими гобеленами, решительно эти сомнения перечеркивающими.

Не буду останавливаться на других образцах «живописи», в которых, при сильном желании, можно обнаружить то или иное положительное начало: удачное распределение цветовых пятен (при явном фигуративе), устойчивая композиция и т. д. – все же речь идет не о детях, изучающих азы ремесла, а о зрелых, великовозрастных людях, желающих носить гордое звание «Художник».

Вспоминая предыдущую выставку, хочу заметить, что я был прав, говоря о А. Жевак, как о декоративисте, т. к. ее суперпанорама «Волжские просторы» топографически, возможно, весьма достоверна, но, отнюдь, не живописна, хотя, если я скажу, что эта работа выполнена в лучших традициях «позднего» Р. Лавриненко, то кому-то это покажется даже похвалой.

Разочаровывает Н. Аргунова – она никак не может освободиться от излишней слащавости даже в пейзажах.

И все же есть несколько имен, чьи работы достойно выдерживают конкуренцию со стороны прикладников. Это, например, Т. Мошникова («Натюрморт с красивыми цветами» и «Натюрморт с белой вазой»). Несмотря на то, что ее натюрморты не совсем «свежие»: мы их уже видели на различных выставках, и не один раз, но впечатления от этого не становятся хуже, так как живописные достоинства очевидны.

Второе имя – С. Тощев: два показанных холста отличает не просто аскетичная, а суровая, почти монохромная палитра, но они живописны, причем в гораздо большей степени, нежели многоцветные труды иных художников. Высокий уровень эмоциональности дополнен ирреальностью, проступающей по мере углубления в рассматриваемое пространство. Особенно хорош в этом отношении «странный» пейзаж «Алиса в стране чудес», в котором замечательно передана стихия неба, воспринимаемая не как физическое явление, а как некая мыслящая субстанция, особая форма жизни. Как интересно решены повисшие упругой лентой балконы – паруса. К сожалению (!), возвышенное звучание заявленной темы несколько обесценивается введением в пейзаж легкомысленной девичьей фигуры с зонтиком, взлетающей с крыши одного из домов (я уж не говорю о привязке этой фигуры к названию картины и о сведении многозначного пейзажа к частной литературной теме). В этом видится чужеродное для этого художника «женское начало», странная тяга к «тряпкам и куклам», а не к «машинкам и рогаткам». От этого надо избавляться.

Нельзя не сказать несколько слов о Е. Палехиной. Ее «Бумажная птичка» – это интересные поиски в области цветовых сочетаний, основанные не на сопоставлении чистых, тюбиковых красок, а на тональных разработках. При этом предметность – скорее, предлог для исследования распределения цвета по разным граням, противопоставления фигуры и ее тени, оптического слома этой тени при переходе с одной принимающей плоскости на другую. Здесь важной оказывается строгая геометрия предмета, а не его материальная фактура. Помимо чисто формальных отношений, Е. Палехиной удалось создать очень декоративный по цвету холст. А вот добавление сентиментального сюжета («Кувшин и груши») разрушило строгую гармонию цветового поля.

Пора, наконец, перейти к той части экспозиции, которая и определяет лицо всей выставки – к гобелену и батику. Как уже говорилось в начале статьи, именно в этой форме, в этом материале молодые художники демонстрируют и умение укрощать цветовые контрасты, и тонкое чувство цветового нюанса, и ироничное отношение к бытовой предметности, и чувство абстракции, и чувство монументального. Мы уже имели возможность убедиться, насколько бесцветные работы «в масле», имитирующие гобелен, проигрывают в сравнении с настоящим гобеленом. Но даже очень декоративные холсты (как по цвету, так и в рисунке), например, «Арбузный фреш» Ю. Чернышевой, рискованно повешенный рядом с гобеленом «Лики старины» А. Карманова (агрессивным по цвету, четким по композиции), совершенно пропадает, уничтоженный мощной энергетикой «мягкого» соседа. На контрастах цвета, на контрастах светлого и темного построены и такие удачные работы, как «В шкафу» М. Вовенко (обычные, бытовые вещи преподнесены с мягким юмором, яркая цветовая гамма дополнена смелым приемом выхода в окружающее пространство за счет отдельных деталей, стирающих грань между изобразительной плоскостью и зрителем); «Птицы» Д. Ланевской (практически используется два цвета: черный, доминируя, создает мистическую атмосферу, а серый и близкие к нему цвета, в общем декоративном узорочье пятен и линий, намекают на силуэты фламинго и других птиц); «Хранительница» А. Войтенок (геометрическая абстракция в интенсивных цветах); «Накануне пространства» Р. Данилиной (сюрреалистическая композиция, с прекрасно выявленной с помощью цвета объемностью форм).

Хороших результатов авторы гобеленов добиваются и без использования цветовой агрессии. Так, ограничив себя тонкой разработкой коричневого цвета, А. Горюн не только справилась с поставленной задачей, но создала довольно монументальное (при скромных размерах) произведение – «Память земли». Интересно решен А. Зудиной гобелен «Посвящение автомобилю»: сдержанное по цветовой гамме, с дроблением плоскости мелкими деталями, создающими замысловатый рисунок, напоминающий пиктографию (разбросанные по светлому полю знаки, при внимательном изучении, складываются в отдельные узлы машины), а в целом все это представляет собой декоративный узор, скорее, тяготеющий к абстракции, нежели к конкретной предметности.

М. Щербаков проявляет в своих двух работах стремление к неким архетипам тотемного характера («Принцесса цветов»), или к предельным пластическим обобщениям, в которых смутно угадываются формы – знаки, формы – силуэты («Сумерки»). Вторая работа – это замечательная «гармония в темном», когда контрастные цвета не конфликтны, а сближены, объединены понижением общей яркости, что, помимо тонкого чувства колорита, демонстрирует умение работать на ассоциациях, обращаться не к уверенной узнаваемости, а к суггестивному восприятию.

Для сравнения посмотрите на «Ночь в городе» А. Панферовой: введение светлых нитей, объединенных в мелкие зоны, приводит не только к дроблению темного пространства, но и к подавлению цветности темных частей композиции, разрушает общее впечатление. Дело здесь не в контрастах, а в дробности, суетливости – конфликтующим зонам не хватает пространства, не хватает «воздуха». В этом убеждает гобелен П. Карповой «В пространстве» – образец умелого использования контрастов: темные фрагменты интенсивны по цвету, кроме того, светлые и темные зоны достаточно широки, чтобы единство композиции не разрушалось их взаимной экспансией.

Удачно повешенные в контровом освещении батики, демонстрируют чистоту и звучность цвета, а также благородство линий, напоминая сияющие витражи соборов: «Натюрморт в городе» (А. Камелина), «Вечер на Волге» (Н. Петухова), «Летний вечер» (А. Попова). Е. Гурьянова даже без подобной подсветки, благодаря энергичным движкам белого цвета, создает динамичный образ сверкающих перьев, притом, что общая фигуративность стремится к декоративной абстракции («Жар-птица»).

Если давать оценку этой выставке, то можно сказать, что именно «прикладники» сохраняют тот положительный импульс, который (хочется верить) разовьется в уверенное освоение привычного для них материала, а также подтолкнет «стагнирующую» сегодня живопись к преодолению грустных тенденций.

 

Весь номер на одной странице

 

| На главную страницу |