| К свежему номеру |
Бои во ржи
Екатерина БОГДАНОВА В понедельник 26 марта КВЦ «Радуга» отметил свой день рождения – между прочим, предъюбилейный, четырнадцатый по счету. На фоне торжественных мероприятий был подарок и от самой «Радуги» для посетителей центра. Им стала приуроченная к Году российской истории и празднованию 200-летия победы России в Отечественной войне 1812-го года выставка «Недаром помнит вся Россия…». В праздничный день в стенах галереи на Кутякова, 18 собрались давние друзья и партнеры культурно-выставочного центра, а также просто ценители живописного искусства. Ведь каждый, кто хоть раз бывал в гостях у «Радуги», знает, что на презентации его ждет не только встреча с классической музыкой в исполнении струнного квартета студентов Саратовской государственной консерватории под руководством профессора Эдуарда Гавриленкова, но и увлекательная экскурсия по точнейшим лазерным репродукциям известных всему миру полотен.
Праздничную выставку, без преувеличения, можно назвать эксклюзивной. Изготовление каждой из представленных на ней копий живописных полотен и старинных гравюр искусствоведы Саратовского КВЦ «Радуга» специально заказывали самарской международной общественной организации «Центр Духовной Культуры». В итоге в экспозицию вошли порядка четырех десятков работ.
Скучной тематику выставки назвать никак нельзя, скорее, к ней применимо такое определение, как «специфичная». О том, чтобы эта специфичность была интересна самому широкому кругу зрителей, позаботились организаторы выставочного проекта. Одна из них, Галина Оверина, рассказала журналисту «Богатея» о том, какой нелегкий выбор стоял перед ней и ее коллегами на этапе подборки материала для будущей экспозиции. Сориентироваться в огромном количестве художественных творений, навеянных художникам разных эпох войной с Наполеоном, как призналась Галина, было очень не просто. В результате в основу критериев для отбора лег сюжет: работы подбирались в зависимости от наличия в них героических и патриотических тем, а также тем, демонстрирующих народный характер войны.
В качестве зрителя оценивать кропотливый труд организаторов, признаться, было безумно интересно. Композиционно выставка продумана так, что даже самостоятельный ее просмотр не рискует превратиться в нудное перемещение по выставочному залу. На помощь гостям центра, несколько подзабывшим школьный курс отечественной истории, придет расположенная в начале просмотра, на самом видном месте, таблица с хронологией основных событий Отечественной войны. Рядом висят портреты принимавших участие в сражениях 1812-го года фельдмаршалов и генералов, репродукции с изображением известных российских православных храмов, построенных в ознаменование победы над врагом.
Самостоятельное знакомство с экспозицией лучше всего начать с лазерных копий картин с изображением ярких батальных сцен – таких, как, например, «Бой во ржи» кисти Франца Рубо. Секрет в том, что устроители выставки постарались расположить экспонаты в соответствующем хронологии войны порядке, поэтому вначале посетителям предлагается оценить красоту рукопашного и конного боя, познакомиться с ужасающей историей расстрела французами пойманных русских поджигателей прямо в стенах православных храмов, а уже потом проследить за позорным отступлением французской армии тем же путем, по которому она дошла до Москвы.
Возможно, найдутся те, кому кульминационным моментом представленных событий покажется «Совет в Городне» авторства Александра Аверьянова – сцена, в которой художник изобразил момент принятия Наполеоном нелегкого решения отступать. Далее, по мере знакомства зрителей с экспонатами выставки, впечатления от увиденного будут только усиливать общий драматизм. Современный художник Александр Чегодаев «покажет» гостям культурно-выставочного центра «Отступление французов из России в 1812 году», а Василий Верещагин своим полотном конца девятнадцатого века «изобразит» холодный и голодный «Ночной привал великой армии». Некоторые живописные работы рассказывают и о вкладе мирного населения в борьбу с захватчиками. Где еще увидишь, как группа вооруженных кто чем крестьян ведет захваченных в плен, еле переставляющих ноги голодных французов? Впрочем, даже сломленная российскими морозами и отсутствием продовольствия отступающая наполеоновская армия не оставалась в долгу: о том, как поступали с проявившими неосторожность русскими партизанами, рассказывает в своей картине «С оружием в руках – расстрелять!» художник Василий Верещагин.
В «Радуге» обещают, что выставка пробудет в стенах центра до декабря, ведь дата, к которой она приурочена – юбилейная.
Весь номер на одной странице
|