| К свежему номеру |
Фестиваль Сюрпризы фестиваля имени Генриха Нейгауза
Светлана ТЕНЕТКО Для Саратова год 2012-й богат на музыкальные события. В этом году исполняется 75 лет Саратовской филармонии им. Альфреда Шнитке, отмечается 100-летие Саратовской консерватории им. Л.В. Собинова и, наконец, совсем скоро саратовских меломанов ждет открытие XI пианистического фестиваля им. Генриха Нейгауза, идейным вдохновителем которого является ученик Генриха Нейгауза, профессор консерватории Альберт Тараканов. Фестиваль пройдет с 12 февраля по 8 апреля, давая возможность почитателям фортепианного искусства, не спеша и без ущерба для бюджета, посетить практически все концерты. Организаторами фестиваля выступают министерство культуры Саратовской области и Саратовская областная филармония им. А. Шнитке.
Напомним, что первый фестиваль был проведен в 1993 году и задумывался как праздник фортепианного искусства, в котором принимают участие только ученики Генриха Густавовича. Со временем фестиваль стал расширять круг участников и, помимо фортепианных и литературных вечеров, в программе фестиваля были заявлены концерты известных хоровых коллективов.
Концерт открытия фестиваля 12 февраля не останется незамеченным местной публикой. На сцене Большого зала консерватории нас ждет встреча с фортепианным квартетом любимых саратовцами пианистов, каждого из которых местная публика прекрасно знает по сольным программам. Трудно сказать, собирались ли раньше таким составом четыре профессора консерватории: Лев Шугом, Альберт Тараканов, Анатолий Скрипай и Анатолий Катц, но четыре рояля на сцене давно не приходилось видеть, прибавим к этому еще и камерный состав симфонического оркестра филармонии.
В программе концерта прозвучат и традиционная классика, и современные композиторы: сюита «Париж» для четырех фортепиано с оркестром представителя знаменитой «шестерки» француза Д. Мийо, концерт И.С. Баха для четырех клавиров и струнного оркестра, концерт современно эстонского композитора М. Куулберга для четырех роялей с оркестром и, наконец, фантазии на оперные темы для четырех фортепиано КарлаЧерни. В попурри вошли темы из опер Мейербера, Моцарта и порой совсем неизвестных нам композиторов, таких как немец (с вполне русской фамилией) Флотоф. Возможно, кому-то эта музыка Черни может показаться немного легкомысленной и даже легковесной, но худрук филармонии Анатолий Катц надеется, что публике эта легкомысленность придется по вкусу.
Во втором фестивальном концерте саратовцев ждет встреча с одним из ведущих и весьма популярных пианистов Александром Гиндиным. У этого пианиста сложилась весьма интересная история с конкурсными выступлениями. Ни для кого не секрет, что победа в престижных конкурсах открывает для молодого исполнителя неплохую концертную перспективу. Хотя и в этом правиле есть свои исключения. Получив премию на конкурсе Чайковского, Гиндин довольно много концертировал, не участвуя в других конкурсах. Имея огромный репертуар и концерты, он вдруг решил подать заявку на один из популярных американских конкурсов в Сан-Франциско и получил первую премию, к которой помимо денежной суммы прилагался милый «бонус» – ангажемент на 50 концертов по городам США. Видимо, такой расклад пианисту понравился, потому что участие еще в одном конкурсе, помимо победы, принесло еще один концертный «бонус».
В программе концерта Александра Гиндина прозвучат хорошо известные не только меломанам первый концерт и «Пляска смерти» Ференца Листа. Но в традициях не только фестивальных, но и «плановых» концертов филармонии делать приятные сюрпризы и музыкальные открытия новых имен и произведений. В разряд таких приятностей попадает и саратовская премьера симфонии-концерта для фортепиано с оркестром Кароля Шимановского.
Фамилия Шимановского и его произведения в программе фестиваля появились не случайно – семьи Нейгаузов и Шимановских связывают родственные узы. Говорят, что когда Генриха Густавовича спрашивали, откуда он получил свою виртуозность, он сам признавался, что «унаследовал от матери немного блуменфельдовско-шимановской легкости». Слишком тесно переплелись музыкально-родственные судьбы семей Блуменфельдов, Нейгаузов и Шимановских.
Имя Кароля Шимановского вошло в историю польской музыки как одно из самых значительных после Шопена. Музыка Шимановского не вызвала ни споров, ни даже двух мнений. Ясно было, что она очень талантлива и у ее колыбели находился Шопен. Но не только Шопен. Что-то настороженное, тревожное звучало в небольших прелюдиях; какие-то новые гармонии, истаивающие недосказанные фразы, хрупкость формы, которую именно так, чуть касаясь клавиатуры, и можно было донести до слушателей. Это шло от Скрябина, чье раннее творчество тоже навеяно Шопеном.
Гостями фестиваля в марте станет Государственный камерный оркестр Республики Беларусь с программой «Невероятные приключения итальянцев по всему миру». Возглавляет этот оркестр московский дирижер Евгений Бушков, известный нашим меломанам по прошлому музыкальному сезону.
Программа белорусов включает сочинения итальянских композиторов, начиная с эпохи Возрождения (Дж. Корильяно «Путешествие»), XIX век представлен знаменитым Джоаккино Россини – соната для струнного оркестра, рубеж XIX–ХХ веков – «Старинные и античные танцы» ведущего итальянского композитора-симфониста XX века Отторино Респиги, проделавшего эволюцию от импрессионизма к неоклассицизму, и, наконец, кантилена и скерцо для арфы и струнных американца итальянского происхождения, основоположника современной американской оперы Дж. К. Менотти.
Являясь инициатором и бессменным худруком фестиваля, Альберт Тараканов, передав организационные вопросы в не менее профессиональные руки филармонии, все же не оставляет вниманием свое «детище». В каждом фестивале он обязательно играет сольный или симфонический концерт, а иногда и тот, и другой, как это было в первых фестивалях. В XI нейгаузовском фестивале Тараканов дважды выйдет на сцену – в день открытия 12 февраля и 16 марта как солист. В сольном концерте прозвучат три концерта для фортепиано с оркестром – Мендельсона, Листа и Бетховена.
Постоянные зрители фестиваля знают о непременных камерных вечерах. Так, 20 марта в камерном фестивальном вечере саратовцев ждет встреча с замечательным дуэтом – Никита Борисоглебский (скрипка), названный «Независимой газетой» «народным любимцем» в числе пяти популярных молодых артистов театра, музыки и балета, и Вадим Холоденко (фортепиано) – один из наиболее талантливых и перспективных пианистов своего поколения. Оба музыканта уже знакомы саратовцам по предыдущим гастролям. В программе вечера произведения для скрипки и фортепиано Моцарта, Грига и Шимановского, уже знакомого саратовцам по концерту Гиндина.
Наконец-то саратовцы дождутся Игната Солженицына, гастроли которого были отменены в прошлом году. Правда, в этот раз Солженицын будет выступать в роли пианиста с сольным концертом. Хотя Солженицына-дирижера саратовцам так и не удалось, но филармония не оставляет надежды восполнить этот пробел в будущем. Солженицын привезет «Аврору» Бетховена, ля-минорную сонату Шуберта и шестую сонату Прокофьева.
Почти под занавес – традиционный литературный вечер. В этот раз на сцене академдрамы в фестивальной программе зрителей ждет встреча с Вениамином Смеховым. В подготовке литературных вечеров у артистов, как говорится, полный карт-бланш, но, по словам Анатолия Катца, Смехов уловил именно суть музыкального фестиваля. Не случайно его программа называется «Выступать – так с музыкой». Несмотря на то, что фестиваль музыкальный, петь артист, по словам худрука филармонии, все же вряд ли будет. Хотя вполне возможно, что в качестве музыкального сопровождения прозвучат записи фрагментов спектаклей театра на «Таганке»
Завершится фестиваль 8 апреля еще одним знакомством с новым для Саратова пианистом – Андреем Коробейниковым. В его исполнении прозвучат два концерта для фортепиано с оркестром – Грига и Рахманинова. Андрей Коробейников в 19 лет закончил Московскую Государственную консерваторию им. П.И. Чайковского, далее была аспирантура Королевского колледжа музыки в Лондоне. Помимо музыкального образования, за спиной Коробейникова юридический факультет Европейского университета права в Москве, преподавание в Европейском университете права, аспирантура в Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова… Видимо, музыка взяла верх над юриспруденцией, и кандидатская по проблемам возникновения и осуществления прав артистов-исполнителей осталась незаконченной. Добавим к этому, что Коробейников пожизненно является членом Международной Академии наук Сан-Марино (один из рабочих языков которой – эсперанто) по Сектору Искусств.
На сегодняшний день Андрей Коробейников выступил с концертами в 24 странах мира: в Бельгии, Бразилии, Великобритании, Германии, Индии, Италии, Китае, Коста-Рике, Марокко, Португалии, США, Уругвае, Франции, Хорватии, Чехии, Швеции, ЮАР, Японии, на Тайване, а также в Белоруссии, Казахстане, Азербайджане, на Украине и во многих городах России. Выступал с оркестрами «Orquestra Gulbenkian» (Португалия), Чешским филармоническим оркестром, «Orquesta Sinfоnica del SODRE» (Уругвай), Российским национальным оркестром, Московским симфоническим оркестром, Московским камерным оркестром, оркестрами многих городов России.
Фестиваль обещает много интересного, так что, в данном случае, лучше один раз услышать...
Весь номер на одной странице
|