Богатей. Вся информация для достойной жизни

Почта

Поиск на сайте

Книга отзывов

ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ


№ 21 (446) от 5.06.2008

 

Переворот районного масштаба (Александр КРУТОВ)

Не всегда надои и привесы – аргумент (Алексей ГОЛЯКОВ)

От Генплана к его реализации (Юрий ЧЕРНЫШОВ)

«Россия» – зона беспредела или зона передела? (Петр КАШИН)

Бескрылые телодвижения (Леонид ЮРЬЕВ)

Глобализация и разрушение патриархальной жизни (Александр НИКИТИН, председатель СПЦ «Солидарность»)

Сергей Жуков: «Ужесточение правил игры по отношению к заемщикам будет продолжаться» (Беседовала Екатерина ДМИТРИЕВСКАЯ)

Погорельцы ищут защиты у ГФИ (Сергей ПЕРЕПЕЧЕНОВ)

Экологи обвиняют губернатора в бездействии (Открытое обращение)

Школьники становятся «вавиловцами» (Алекс ДМИТРИЕВ)

Челобитная армейских ветеранов президенту (Владимир ЕФИМОВ)

Открытия и разочарования конкурса (Александр ДАВИДЕНКО)

Пастели Надежды Аргуновой (Петр АЛЕКСАНДРОВ)

Заслуженный успех Саратовского оперного (Татьяна ЛИСИНА)

Любимое дело Юрия Сафронова (Татьяна САУХИНА)

Уважаемые посетители сайта!

Информационно-аналитический портал «Богатей-онлайн» является логическим продолжением издающейся с 1997 года газеты «Богатей», сохраняя нумерацию печатного издания и периодичность выпусков.


На острие событий



«Знаете, каким он парнем был..?» Знаем, знаем – вот таким!

Кто-то с трёх раз отгадает, что это за «мужик в пинджаке» запечатлён на этом снимке? Мало того, он запечатлён ещё и в бронзе, и стоит на Набережной Космонавтов, где космонавтами и не пахнет». Читать полностью...



35 лет назад прошли первые и последние безальтернативные (без одобрения властей) выборы

26 марта 1989 года состоялись выборы народных депутатов Союза ССР, первые выборы высшего органа власти Советского Союза, на которых избирателям впервые предоставлялся выбор между несколькими кандидатами в депутаты. Впервые в Союзе ССР происходило публичное обсуждение различных предвыборных программ (в том числе и на теледебатах). Читать полностью...


Итоги выборов. Кто дольше продержится: власть или народ?

Друзья, главный вопрос: как же так получилось? Почему Путин и олигархический режим в очередной раз победили в России. Кто-то скажет: нарушения, грязная политика. Безусловно, всё это важно и имеет место быть, но только лишь этим ограничиваться неправильно и не позволит нам увидеть ситуацию объективно. Читать полностью...


Заявление «Голоса» по итогам наблюдения на выборах президента 2024

Движение «Голос» практически ежегодно фиксировало ухудшение ситуации с правами избирателей. К сожалению, именно президентские выборы все последние 24 года демонстрировали своего рода антистандарт проведения избирательных кампаний. Но никогда еще мы не видели президентской кампании, которая настолько не соответствовала бы конституционным стандартам. Читать полностью...


В Саратове провели одиночный пикет в память о Борисе Немцове

28 февраля, в Саратове у памятника Вавилову общественник Андрей Калашников провел одиночный пикет против введения цензуры в России. На пикете присутствовала корреспондент ИА «Свободные новости». Читать полностью...


Вечер памяти писателя Алексея Слаповского

18 января 2024 года в музее К.А. Федина прошел вечер памяти Алексея Слаповского (1957 – 2023). На вечере собрались друзья, коллеги, близкие люди, читатели и почитатели его таланта. Читать полностью...



Саратовские сторонники Дунцовой предложили включить в программу её партии «Рассвет» экономические реформы и справедливые суды

Политик Екатерина Дунцова, которой ЦИК отказала в регистрации в качестве кандидата в президенты, представила в Саратове партию «Рассвет», созданием которой занимается её команда. 16 февраля на встречу с ней в деловом центре «Спутник» пришли порядка 60 человек. Читать полностью...


На митинге в Саратове призвали перенести Столыпинский индустриальный парк

18 февраля в сквере на улице Грибова, одном из гайд-парков Саратова, состоялся митинг за перенос площадки строительства будущего Столыпинского индустриального парка. Читать полностью...







Невыдуманные истории от Ивана Дурдомова


Манифсет свободной гражданской журналистики


Информационно-аналитический портал «Богатей-онлайн»

Главный редактор - Свешников Александр Георгиевич.
Телефон: 8-903-383-74-68.
E-mail: gazetabogatey@yandex.ru

© Вся информация, представленная на сайте, защищена законом «Об авторском праве и смежных правах». При перепечатке и ином использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.

© Разработка сайта: Кирилл Панфилов, 2006


Информация о сайте


Красная кнопка



Пресс-релизы



Новостной дайджест




Информационные материалы

Свежий номер Архив номеров     Реклама на сайте

| К свежему номеру |

Деньги и Люди

Потребитель, как вас называть?

Алексей ГОЛЯКОВ

Центр правовых технологий «Юрком» решил всерьез заняться защитой прав производителей товаров и услуг. Но своим правовым щитом он решил обезопасить предпринимателей не от чиновников, как можно было бы предположить,

а от потребителей.

Семинар, который на минувшей неделе проводил «Юрком» в стенах саратовского бизнес-центра «Дикомп», имел под собой серьезную юридическую базу – изменения в закон РФ «О защите прав потребителей», принятые под занавес своей работы Государственной Думой IV созыва в декабре 2007 года.

В начале семинара приглашенных немного смутила формулировка темы «Потребительский терроризм: клиент прав не всегда». Организаторы встречи постарались объяснить, что ничего предосудительного в отношении потребителей они не помышляли; это, так сказать, всего лишь образное, экспрессивное выражение проблемы. В конце концов все быстро сошлись на компромиссе – давайте уж будем, от греха подальше, называть проявления со стороны недобросовестных потребителей как-нибудь нейтрально, чтобы не навлечь внимание правоохранителей. Ну, например, потребительским нигилизмом.

Заместитель директора компании «Юрком» Сергей Морозов рассказал, что последняя корректировка в ФЗ родилась не на пустом месте. В принципе, поправки в Закон о защите прав потребителей вносятся каждым созывом нижней палаты парламента, и всякий раз, по мере увеличения в ней числа депутатов от «партии власти», он все более и более отходит от своего первоначального вида. А ведь не секрет, что закон запомнился еще в самом начале реформ многим зарубежным экспертам как почти безупречный законодательный акт в плане либерализма и демократичности.

Заместитель директора центра Светлана Скворцова привела примеры по типу «что было, что стало». Так, обязательной до 25.10.07 (когда были приняты поправки) была информация на этикетках товаров, что продукт содержит компоненты, полученные при помощи генно-модифицированных организмов. Теперь закон предписывает сообщать покупателю о наличии ГМО, если содержание указанных компонентов составляет более девяти десятых процентов. В чьих интересах принимается поправка и как она в итоге может сказаться на здоровье и производителей, и потребителей, комментировать, наверное, излишне.

Срок предъявления требований при обнаружении недостатков технически сложных товаров раньше не регламентировался, теперь требования подлежат удовлетворению в течение 15 дней со дня передачи такого товара. По истечении же указанного срока требования подлежат удовлетворению в случаях «обнаружении существенного (?) недостатка товара», а также при «невозможности использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем 30 дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков».

Экспертиза качества товара ранее не регламентировалась, отныне она заключена в достаточно короткие сроки: от 3 до 10 дней (в исключительных случаях до 20 дней). Что это за «исключительные случаи» и кто и по каким критериям их будет определять, совершенно неясно. Что касается периода устранения недостатков товара, которые должны фиксироваться в письменной форме соглашением сторон, то если до октября прошлого года он как таковой не регламентировался, теперь он ограничен отрезком в сорок пять дней. К тому же, насколько будет заинтересована одна из сторон (продавца, производителя услуг) идти на соглашение и вдобавок оформлять его в письменном виде, – еще не факт. Легко прогнозировать, что в подавляющих случаях волокитить подобные соглашения, играя условную роль террориста, будут как раз те, кто потребителем в этих отношениях не является.

Временной отрезок удовлетворения продавцом требования о возврате уплаченный за купленный товар суммы аналогично поставлены в рамки: 10 дней со дня предъявления требований. Заболел покупатель, уехал в командировку, закрутили другие неотложные дела, никого не волнуют, как говорится, «ваши проблемы».

Сергей Морозов вполне убедительно, опираясь на опыт предпринимателей, которые часто обращаются в «Юрком», аргументировал злободневность принятия целого пакета правовых мер, направленных на то, чтобы деловой человек, общаясь с нерадивыми потребителями, не тратил попусту свои время и нервы. Хотя, по отечественному наблюдению, принимай законы или не принимай, для такой категории граждан он, как известно, не писан. Но тем не менее – и с этим нельзя было не согласиться – нужны не на словах, а в текстах законов четкие юридические препоны, которые бы не позволяли злоупотреблять свободами, закрепленными в законах для потребителей, или попросту их профанировать. Недавний процесс в Саратове, когда один гражданин обратился в суд по поводу некачественной вещи, купленной в магазине, выявил мошеннические наклонности покупателя. Он просто скрыл от Фемиды факт проходящего ремонта товара, который магазин проводил после обнаружения недостатков. Много случаев, отмечалось на семинаре, недобросовестности в автоцентрах, когда с дилеров под предлогом выявления дефектов машин требуют обменять автомобиль на более дорогостоящий.

Непросто противостоять и элементарному психологическому давлению нерадивых или, скажем, оригинальных покупателей. Довольно распространенными являются примеры истерик в магазинах, когда, проклиная капиталистов, требуют вернуть деньги или обменять товар при отсутствии на то должных причин. «Это только с виду смешно, когда бабушка пришла в магазин покупать гречку, а в торговом зале начала кричать о грязном рисе», – сказал Сергей Морозов. По его словам, малейшие личные неприятности, скандалы в семье потенциальных покупателей оборачиваются для работников торговли головной болью.

Резюмируя, в «Юркоме» выделили типичные на сегодняшний день виды нигилизма потребителей: махинации со сроками удовлетворения требований; игра на скидках; необоснованная смена продавца (дилера); подлог в компенсации убытков; давление на психику. Стоит отметить, что в ряде поправок есть обоснованные, с точки зрения элементарного здравого смысла, нормы. Так, положение по условиям проведения экспертизы товара уточнено введенным правом потребителя присутствовать при проведении экспертизы (ранее такая норма прописана не была). При обозначении срока исполнения договора с авансовой оплатой договор должен указывать условие о сроке передачи товара потребителю.

Таким образом, при всех признаках существования проблемы недобросовестных потребителей приглашенных на семинар не удалось убедить, что потребительский терроризм, он же нигилизм, есть зло, с которым нужно бороться усечением базовых основ того же Закона о защите прав потребителей. В конце концов, имелось немало других законов, подзаконных актов, распоряжений правительства, позволяющих на должном уровне противостоять нечестным потребителям. Те же пункты 1 и 2 статьи 10 Гражданского кодекса РФ недвусмысленно оговаривают ответственность потребителей, «которые вознамерились причинить вред предпринимателю». Адекватно, с учетом уже имевшейся законодательной базы, можно противостоять и сговору потребителя и эксперта (хотя, насколько помнится, в новейшей истории России что-то не слышно было о каких-либо громких делах, связанных с такими сговорами). Пока же практика свидетельствует скорее об обратном: большинство россиян только учатся жить и работать в условиях рыночной экономики и свои права они часто не могут защитить просто по той причине, что они о них не знают. Поэтому, наверное, вряд ли правомерно навешивать уничижительные эпитеты на тех, кто не продает, а покупает и потребляет. Как известно, классики призывали «любить пешеходов», потому что они составляют большинство человечества. Безошибочно было бы причислить к этому большинству и потребителей.

 

Весь номер на одной странице

 

| На главную страницу |