Богатей. Вся информация для достойной жизни

Почта

Поиск на сайте

Книга отзывов

ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ


№ 33 (363) от 31.08.2006

 

Остаться в живых (Екатерина ДМИТРИЕВСКАЯ)

Рашкин не свидетель, а депутат (Александр КРУТОВ)

Дети, за парты! (Екатерина ДМИТРИЕВСКАЯ)

Умер Анатолий Горшков (Александр КРУТОВ)

Милиционер нарвался на «Торпеду» (Александр КРУТОВ)

Холодную зимовку не обещают (Александр СОРОКИН)

Август 91-го: а был ли мальчик? (Александр СВЕШНИКОВ)

Инновационный проект СГУ (Сергей НИКОЛАЕВ)

Бумажные войны (Анна САФРОНОВА)

Пикап: инструкция по соблазнению (Екатерина ДМИТРИЕВСКАЯ)

Уважаемые посетители сайта!

Информационно-аналитический портал «Богатей-онлайн» является логическим продолжением издающейся с 1997 года газеты «Богатей», сохраняя нумерацию печатного издания и периодичность выпусков.


На острие событий



«Знаете, каким он парнем был..?» Знаем, знаем – вот таким!

Кто-то с трёх раз отгадает, что это за «мужик в пинджаке» запечатлён на этом снимке? Мало того, он запечатлён ещё и в бронзе, и стоит на Набережной Космонавтов, где космонавтами и не пахнет». Читать полностью...



35 лет назад прошли первые и последние безальтернативные (без одобрения властей) выборы

26 марта 1989 года состоялись выборы народных депутатов Союза ССР, первые выборы высшего органа власти Советского Союза, на которых избирателям впервые предоставлялся выбор между несколькими кандидатами в депутаты. Впервые в Союзе ССР происходило публичное обсуждение различных предвыборных программ (в том числе и на теледебатах). Читать полностью...


Итоги выборов. Кто дольше продержится: власть или народ?

Друзья, главный вопрос: как же так получилось? Почему Путин и олигархический режим в очередной раз победили в России. Кто-то скажет: нарушения, грязная политика. Безусловно, всё это важно и имеет место быть, но только лишь этим ограничиваться неправильно и не позволит нам увидеть ситуацию объективно. Читать полностью...


Заявление «Голоса» по итогам наблюдения на выборах президента 2024

Движение «Голос» практически ежегодно фиксировало ухудшение ситуации с правами избирателей. К сожалению, именно президентские выборы все последние 24 года демонстрировали своего рода антистандарт проведения избирательных кампаний. Но никогда еще мы не видели президентской кампании, которая настолько не соответствовала бы конституционным стандартам. Читать полностью...


В Саратове провели одиночный пикет в память о Борисе Немцове

28 февраля, в Саратове у памятника Вавилову общественник Андрей Калашников провел одиночный пикет против введения цензуры в России. На пикете присутствовала корреспондент ИА «Свободные новости». Читать полностью...


Вечер памяти писателя Алексея Слаповского

18 января 2024 года в музее К.А. Федина прошел вечер памяти Алексея Слаповского (1957 – 2023). На вечере собрались друзья, коллеги, близкие люди, читатели и почитатели его таланта. Читать полностью...



Саратовские сторонники Дунцовой предложили включить в программу её партии «Рассвет» экономические реформы и справедливые суды

Политик Екатерина Дунцова, которой ЦИК отказала в регистрации в качестве кандидата в президенты, представила в Саратове партию «Рассвет», созданием которой занимается её команда. 16 февраля на встречу с ней в деловом центре «Спутник» пришли порядка 60 человек. Читать полностью...


На митинге в Саратове призвали перенести Столыпинский индустриальный парк

18 февраля в сквере на улице Грибова, одном из гайд-парков Саратова, состоялся митинг за перенос площадки строительства будущего Столыпинского индустриального парка. Читать полностью...







Невыдуманные истории от Ивана Дурдомова


Манифсет свободной гражданской журналистики


Информационно-аналитический портал «Богатей-онлайн»

Главный редактор - Свешников Александр Георгиевич.
Телефон: 8-903-383-74-68.
E-mail: gazetabogatey@yandex.ru

© Вся информация, представленная на сайте, защищена законом «Об авторском праве и смежных правах». При перепечатке и ином использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.

© Разработка сайта: Кирилл Панфилов, 2006


Информация о сайте


Красная кнопка



Пресс-релизы



Новостной дайджест




Информационные материалы

Свежий номер Архив номеров     Реклама на сайте

| К свежему номеру |

Угол зрения

С капитаном ОНО на якоре

Александр СОРОКИН

«Школа, школа, ты похожа на корабль, бегущий вдаль», -- пели мы и наши родители на линейках и выпускных вечерах, роняя набегающую слезу. Пели мы старательно, а в смысл песни не вдумывались. А между тем стоило бы задуматься, ведь школа долгие годы напоминала отнюдь не «корабль, бегущий вдаль», а скорее дебаркадер, который стоит на месте, в то время когда все вокруг меняется.

Немного о названиях

Ну что мы за страна такая? У нас самые хорошие вещи, без которых невозможна счастливая жизнь человека, называются самыми нехорошими именами. Ну, например, брак -- неплохое словечко, да? Так у нас кличут официальное оформление отношений. А, как говаривал капитан Врунгель, «как вы яхту назовете, так она и поплывет».

Та же проблема с образованием. Все бы ничего, да вот только начальство подкачало. Управляет ведь школами определенного района не кто-нибудь, а ОНО! Напоминает типичное начало фильма ужасов: «И школьники, и учителя были хорошими, вот только не было у них надежды -- ими правило ОНО!».

Впрочем, названия самих учебных заведений тоже оставляют желать лучшего. Вроде бы (в очередной раз) мы боролись за искоренение бюрократии. Но названия говорят сами за себя -- «МОУ «СОШ». Очень похоже на сокращения первых лет советской власти. Вот только они стали еще более заковыристыми.

Вдумайтесь в смысл фразы «Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа». А что, школа бывает еще и необразовательным учреждением? Нельзя ли назвать просто: муниципальная школа?

С вузами дела обстоят еще хуже. Чего стоит хотя бы такое название: ФГОУ ВПО «СГАУ им. Н.И. Вавилова». Расшифровываю: Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Саратовский государственный аграрный университет имени Вавилова». Сразу почему-то вспоминается знаменитое «масло масляное». Вот только тут не просто масло, но еще и в масляном соусе.

Смысл преобразований

Вот в этом и есть смысл многих сегодняшних преобразований -- пустить пыль в глаза за счет сложных переименований старых структур. А воз и ныне там. Взять хотя бы автоинспекцию -- сперва ГАИ, потом ГИБДД и ДОБДД, а на перекрестках по-прежнему стоят люди, заинтересованные прежде всего во взимании штрафов в два кармана -- свой и государственный.

Вот в школе сейчас затеяли изменения. Ввели ЕГЭ, заменили некоторые учебники. И что, кому-то стало лучше учиться?

Вспоминается случай из собственной школьной практики: на экзамене по русскому языку чиновник из районо, вскрывая конверт с темами сочинений, приговаривал: «Мы даже сами не знаем, что там». Ученики тихо посмеивались: тщательно переписанные, проверенные многочисленными знакомыми докторами филологических наук сочинения тихо ждали своего часа под экзаменационными столами. Наверняка единый и могучий государственный экзамен -- такая же тайна для сегодняшних учеников. И никто не знает, «что там».

Что же касается новых учебников, то многие ими недовольны. Дело в том, что они излишне пространны и «изливаются мыслию по древу» так обширно и концептуально, будто читать их будут студенты последних курсов университета, а не школьники. И это при том, что давно уже доказано, что мышление и логический аппарат развиваются с возрастом -- школьнику лучше давать более конкретные знания, без абстракций (или с минимумом таковых).

Почему-то вспоминаются собственные мучения при чтении тех или иных учебников. И хочется, чтобы те, кто пишут учебники, проводили опросы среди школьников, учитывая их предпочтения.

С благодарностью вспоминаются лишь некоторые учебники. Те, в которых разделы и темы были выстроены в логическом порядке, где имелись многочисленные примеры, где авторы не забывали, что имеют дело с детьми, а не с доцентами.

Но главными действующими лицами учебного процесса являются, конечно же, не учебники, а учителя. Ведь хорошего устного объяснения, на пальцах, не заменит ни один учебник.

Учителя

Что предмет интересным делает человек, я явственно понял в седьмом классе, когда нашу учительницу по биологии заменяла молодая практикантка. Она читала по бумажке монотонным голосом, не приводила интересных примеров и практически не смотрела на класс, который не шумел, потому что все... спали. Да, все заснули на биологии, на одном из любимейших наших предметов. А ведь когда урок вела наша родная учительница, трудно было заснуть. Когда она рассказывала про мух -- переносчиц заболеваний, класс немного подташнивало, если объясняла анатомию раков -- всем хотелось на рыбалку.

А действительно -- вспомните школу. Что запомнилось из предметов? Наверное, то, что было рассказано с огоньком. А идти хотелось туда, где к вам относились с уважением.

Сейчас реформа школьного образования в России перешла в новую плоскость. После нескольких лет серьезных изменений -- проведения эксперимента по единому государственному экзамену, замены старых учебников на новые -- решено было взяться за тех, кто учит. Оказалось, что во всех неудачах по проведению реформ виноваты педагоги пенсионного возраста: они, дескать, не пускают в школу более молодых учителей, препятствуют модернизации системы образования.

Андрей Фурсенко, министр образования и науки РФ, сказал по этому поводу: «Многие учителя пенсионного возраста не уходят из школ из-за низких пенсий, а молодежь не приходит в школы не только в связи с низкой зарплатой, но и потому, что все места заняты и в большинстве школ молодых не ждут».

Легко винить пенсионеров в том, что образование стало плохим. А ведь то, хороший учитель или плохой, не зависит от возраста. Выгонять надо плохих учителей, а не пожилых.

Молодая кровь

Да, школе нужна молодая кровь -- чтобы было из кого выбирать, чтобы можно было оставить самых лучших. Но это вовсе не значит, что нужно обязательно выгонять тех, кто знает и любит свое дело и кого (и это самое главное) любят ученики.

Что сейчас может предложить молодому специалисту школа?

В департаменте финансов министерства образования РФ подготовлен проект изменений системы оплаты труда педагогов. Основной смысл нововведения -- переход с системы Единой тарифной сетки (ЕТС) к стимулирующему принципу выплат. По замыслу минобразования, учитель должен получать не за количество часов и учеников, а за качество преподавания. Однако этот вопрос в проекте явно не проработан. Критериев оценки качества обучения в предложениях финансистов министерства нет. Зато достаточно ясно прописано другое соотношение: чем выше качество подготовки самого педагога, тем больше у него будет зарплата. Чем больше у него стаж, тем больше коэффициент выплат.

Базовые ставки учителей варьируются от 3445 до 8780 рублей. Оклады педагогов первой, второй и третьей категорий -- чуть выше: от 6400 до 9590 рублей в месяц. К базовой части предлагается приплюсовывать коэффициенты -- это региональная надбавка и надбавка «за достижения». Например, за звание «Народный учитель» -- 1500 рублей в месяц, за «Заслуженного учителя» -- 900 рублей в месяц и т. д.

Известно, что эти предварительные выкладки не устраивают министра образования Андрея Фурсенко. Он настаивает на необходимости «завязать» зарплаты учителей с показателями качества подготовки ученика.

Каковы могут быть эти критерии? Многие руководители образования предлагают усложнить схему начисления денег и ввести множество коэффициентов. Например, за проверку тетрадей, за экскурсии, за количество медалистов, за процент абитуриентов и отличников и т. д. Сейчас же из проекта ясно, что при переходе с ЕТС на отраслевую систему оплаты средний оклад учителя вырастет в два раза: с 2296,8 рубля (сейчас) до 5860 рублей (в будущем).

Все эти выкладки говорят об одном: молодежь в учителя пойдет с неохотой. Ну не престижно это сейчас. Намного «модней» работать в салоне связи или в бутике. А ведь «модность» учительской профессии можно поднять.

Я знаю немало молодых людей, которые мечтали работать в школе, мечтали учить детей, но предали свою мечту по одной простой причине. Имя этой причине -- деньги, ведь, для того чтобы жить в современной России, нужны порядочные деньги. Прожиточным минимумом молодого человека уже давно являются десять тысяч. И это действительно минимум, учитывая то, что нужно снимать квартиру (или платить по ипотечным кредитам).

До тех пор, пока учителям (молодым, только что пришедшим) не положат искомую сумму в месяц, не пойдут в эту профессию люди. Естественно, что «матерые» учителя должны получать еще больше. Тогда будет стимул развиваться.

Есть просвет

Может быть, ту самую, долгожданную и справедливую «десятку» учителя начнут получать еще очень нескоро. Но все же есть надежда на улучшение финансовых дел.

Запланированный рост финансирования образования на 2007 год -- 38 процентов, в том числе почти на 60 процентов вырастет финансирование нацпроекта. По линии Федерального агентства по образованию выделено около 200 миллиардов рублей. Плюс к этому средства, проходящие по другим отраслевым ведомствам, имеющим в своем ведении образовательные учреждения.

В первую очередь будут продолжены конкурсы в рамках нацпроекта «Образование». Более того, в 2007 году к уже существующим грантам добавятся новые. Прежде всего конкурс регионов, которые проводят комплексные программы развития образования. На эти цели предлагается выделять 3,5 миллиарда рублей в год. Проект рассчитан на три года. В первый регионы-победители получат по 75 миллионов рублей (таких регионов будет около 20). Во второй год -- половину от этой суммы, в третий год -- четверть. Всего за три года в конкурсе поучаствуют 40 регионов. К тому же увеличится количество грантов по инновационным программам развития вузов. Если на 2006-2007 годы на эти гранты выделено 10 миллиардов рублей, то вузам, победившим в конкурсе на 2007-2008 годы (он стартует в конце октября), будет выделено уже 20 миллиардов.

Государство, как всегда, дает надежду, манит, дразнит. Вот только сможет ли оно перебить у молодых охоту продавать «сотики»? Ведь все эти гранты и конкурсы достанутся далеко не всем.

Когда же наконец профессор университета, проучившийся двадцать лет, защитивший все необходимые диссертации и обучающий студентов, сможет получать столько, что у него не появится желания брать взятку?

Когда-нибудь это замечательное время наступит. «Жаль только, жить в это время прекрасное уж не придется ни мне, ни тебе…»

 

Весь номер на одной странице

 

| На главную страницу |